• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Прозрачные банки

12 февраля 2019 года
Интервью
Поделиться

Банки сами возмещают клиентам основную часть похищенных хакерами денег, следует из впервые собранной статистики. Об этом сообщил зампред Банка России Дмитрий Скобелкин, курирующий Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ). В интервью «РГ» он также рассказал о том, как работает новый закон о блокировке подозрительных платежей.

— Дмитрий Германович, сколько попыток похитить деньги со счетов совершается в день?

— В среднем к нам приходит по 200-300 уведомлений о несанкционированных операциях, и это число постепенно растет. Абсолютное большинство несанкционированных операций оказываются безрезультатными. При этом мы предполагаем, после внедрения автоматической загрузки данных об инцидентах в систему «Фид-Антифрод» количество уведомлений о несанкционированных операциях увеличится. Сейчас прототип этого сервиса тестируется уже многими банками. Благодаря «Фид-Антифрод», все банки смогут оперативно получать доступ к информации о счетах, через которые мошенники пытались вывести деньги, и в случае необходимости блокировать операции по этим счетам, то есть сохранять деньги своих клиентов.

— В прошлом году ЦБ ввел для банков отчетность по похищенным со счетов клиентов деньгам, которые банки должны возмещать, а уже потом выяснять, виноват ли в этом сам клиент. Что оказалось - реально ли получить у банка такое возмещение?

— Да, мы впервые собрали данные по объему средств, возмещаемых банками в рамках 9-й статьи Закона «О национальной платежной системе» (возмещение обязательно, если клиент сообщил банку об исчезновении денег не позже, чем на следующий день, и сам не передавал мошенникам информацию, которая сделала возможной кражу денег. - Прим. ред.). И это сразу показало, что эта статья работает: за третий квартал 2018 года банки возместили клиентам свыше 230 миллионов рублей.

— Как тогда относиться к тому, что крупные банки активно предлагают, если не сказать навязывают страховки денег на картах? Или все же лучше заплатить 1,5-2 тысячи рублей в год и спать спокойно?

— Такая страховка - это, конечно, индивидуальное решение клиента. При этом следует понимать, что если клиент никому не отдавал данные карты, исполнял все обязанности по договору с банком, то банк обязан возместить ему похищенное.

Только за три месяца банки возместили клиентам 230 миллионов рублей, похищенных хакерами. Это те случаи, когда клиенты вовремя сообщили о хищениях

Банки должны проводить постоянный мониторинг несанкционированных операций, а если они не уследили за злоумышленниками и те получили доступ к счету клиента, то закон, как мы видели, довольно эффективно защищает потребителя. Тем более мы категорически против навязывания услуг. Если клиенты сталкиваются с таким навязыванием, они могут жаловаться в ЦБ.

— Закон об остановке подозрительных платежей работает уже четыре месяца. Есть ли массовые жалобы от клиентов на необоснованные блокировки?

— Опасения действительно были, но жалобы можно пересчитать по пальцам одной руки. Конечно, могут быть ложные срабатывания - например, вы никогда не пользовались переводом через смс, а тут вдруг решили попробовать, причем хотите сразу перевести очень большую сумму - есть вероятность, что операция будет остановлена, потому что это нетипичные для конкретного клиента транзакции. Но банки в таких случаях обязаны оперативно связаться с клиентом, и если он все подтверждает, то операция будет сразу проведена.

Это может приносить неудобства, зато риск, что кто-то уведет деньги с карты, снижается в разы. Без усилий систему противодействия кибератакам построить просто невозможно.

— Каждый день мошенники атакуют людей звонками и сообщениями - то якобы от мобильного оператора, то от службы безопасности банка, то еще как-то. При этом мошенники могут в разговоре упоминать персональные данные, например, имя, данные паспорта, что позволяет им проще войти в доверие. Неужели этот поток никак не остановить? Или это не сфера ответственности ЦБ?

— Частично это сфера ответственности Банка России. Такие звонки и рассылки возможны помимо прочего и потому, что мошенники выуживают у людей персональные данные через фишинговые сайты. Банк России рассчитывает получить полномочия по их внесудебной блокировке. Соответствующий законопроект Госдума уже приняла в первом чтении. Важно также, что Банк России сможет обращаться в суд для защиты интересов граждан. Отсутствие такого права нам сильно мешает: сейчас в суд могут обращаться только пострадавшие, а Банк России не является пострадавшей стороной. Но нам необходимо защищать интересы тех, кто уже стал или может стать жертвой мошенников.

Ежедневно в Банк России приходит по 200-300 уведомлений о несанкционированных операциях, абсолютное большинство попыток хищений безрезультатны.

— Большинство этих фишинговых сайтов - зарубежные?

— Место расположения хостинг-провайдера вообще особой роли не играет, управление рассылками и вредоносным ПО может вестись из любой страны. Ведь если сайт зарегистрирован в зарубежной юрисдикции, с его помощью проще обходить наши законы и обманывать людей.

Вообще, этот «бизнес» международный - дропперы (через которые выводятся похищаемые деньги. - Прим. ред.) могут быть где угодно, где - это не принципиально.

— Сколько счетов дропперов уже в базе Банка России? И что с ними происходит - они блокируются?

— Банки активно начали обмен информацией о фактах несанкционированных переводов. Закон требует от банка повышенного внимания к счетам, на которые были переведены эти деньги или должны были быть переведены, но были вовремя остановлены. Бывают случаи, когда счета используются злоумышленниками без ведома их владельцев, поэтому у таких «засвеченных» счетов повышенный уровень риска, но это не значит, что они окончательно блокируются.

— Теперь на ФинЦЕРТ Банка России завязан не только обмен данными об атаках между банками, но и взаимодействие между ними, чтобы мошенники не успели обналичить выведенные в другой банк деньги. Когда он перейдет на круглосуточный режим работы?

— Ориентировочно - c 1 марта, возможно, и раньше. В ФинЦЕРТ формируется дежурная служба, она будет работать в режиме 24/7.

— Несмотря на то, что в ЦБ идут большие сокращения?

— Мы считаем направление информационной безопасности одним из приоритетных для финансовой системы страны, будем его только укреплять.

— Последние массовые атаки в ноябре и январе приписываются группе Silence. Чем они завершились?

— Убытками для мошенников, которые потратили ресурсы на организацию атак, при этом на сегодняшний день (конец января. - Прим. ред.) денег получить им так и не удалось.

— Ноябрьская рассылка Silence шла от имени ЦБ. А сам ЦБ подвергается атакам?

— В декабре мы видели активные рассылки вируса-шифровальщика Troldesh, они направлялись в том числе и в адрес руководства Банка России, но безрезультатно.

Полный отчет о несанкционированных операциях за 2018 год мы представим на Уральском форуме «Информационная безопасность финансовой сферы».

— Какие тенденции в активности кибермошенников могут получить развитие в ближайшее время?

— Самым популярным методом останется социальная инженерия (звонки, спам-рассылки). Как показывает жизнь, чаще всего люди теряют деньги из-за собственной доверчивости и неосмотрительности. Причем на уловки мошенников клюют не только клиенты банков, но и сами сотрудники кредитных организаций, когда они, например, открывают приходящие по электронной почте письма с вредоносами, переходят по вредоносным ссылкам. Я считаю, что банки и другие финансовые организации должны активнее работать над повышением финансовой грамотности своих клиентов, предупреждать их о возможных угрозах и методах мошенничества.

Что касается компьютерных атак на банки, то их количество и качество, вероятно, сохранится практически на прежнем уровне. Здесь надо обратить внимание на два основных вектора - целевые фишинговые рассылки троянских программ по электронной почте и взлом популярных сайтов для последующего распространения вредоносного ПО. Отдельные злоумышленники и их группы будут продолжать прямые атаки на банкоматы с использованием аппаратных средств (blackbox и т.п.), это потенциально менее выгодный способ, но и менее сложный. Поэтому наша задача как регулятора и задача самих банков - продолжать держать руку на пульсе, не только оперативно реагировать на инциденты, но и создавать условия для того, чтобы по возможности не допускать совершения этих инцидентов.

— В Госдуме находится законопроект об обмене данными между операторами мобильной связи и банками о владельцах телефонных номеров. Зачем он нужен?

— Мы добиваемся, чтобы все банки имели равный доступ к информации, которая есть у операторов, раз речь идет о безопасности - мобильный телефон ведь становится фактически универсальным средством идентификации личности.

Законопроект даcт возможность банкам проверять, что номер телефона, с которого совершается операция, действительно принадлежит владельцу счета.

— Банк России в прошлом году создал систему обмена данными о хакерах в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Есть ли уже конкретные результаты от этого?

— Есть, мы каждый день взаимодействуем. Кстати, пока это единственный прецедент, когда центральные банки не просто договорились о сотрудничестве в области информационной безопасности, а перешли к практическим шагам.

Например, в Армении произошел инцидент, коллеги моментально вышли на связь, мы им технически помогли, а заодно предупредили своих поднадзорных. Помогали коллегам из Белоруссии и Казахстана, они вовремя смогли предотвратить атаки на свои банки.

— Вы планируете обмениваться данными о киберугрозах с другими странами, например, с Китаем?

— Мы намерены заключить такие же соглашения, как в рамках ЕАЭС, с центральными банками Италии, Франции, ряда других стран Европы, с Китаем.

Через ФинЦЕРТ Банк России уже участвует в двух лидирующих международных организациях в сфере информационной безопасности - Forum of Incident Response and Security Teams (FIRST) и European ATM Security Team - Expert Group on ATM Fraud (EAST EGAF). Через них мы получаем оперативную информацию об атаках на иностранные банки, банкоматы и так далее, чтобы предупреждать наши банки о новых угрозах.

Кстати, в декабре 2018 года ФинЦЕРТ (FinCERT) получил официальное разрешение на использование акронима CERТ. Это означает его международное признание как группы реагирования на компьютерные инциденты.

Автор: Игорь Зубков

Российская газета, 12.02.2019

Сохранить в PDF