• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Мониторинг предприятий

Банк России, как и многие зарубежные центральные банки, проводит регулярные опросы предприятий нефинансового сектора для получения оперативной информации, дополняющей официальную статистику. Полученные данные используются для анализа и прогнозирования инфляции, анализа развития экономики России в целом и по регионам.

В настоящее время в опросах на добровольной основе участвуют около 12 тысяч предприятий.

В число респондентов входят как крупные и средние, так и малые предприятия, основных видов экономической деятельности (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспортировки и хранения, торговли) во всех субъектах Российской Федерации.

Мы надеемся на продолжение нашего многолетнего взаимовыгодного сотрудничества, а также приглашаем предприятия, еще не присоединившиеся к мониторингу, стать его участниками.

Для этого о Вашем решении стать участником проекта достаточно сообщить в произвольной форме в территориальное учреждение Банка России в регионе, где функционирует предприятие, по электронной почте или телефону.

Почему надо участвовать?

Каждый участник мониторинга получает от Банка России аналитические обзоры, подготовленные на основе собранных в ходе опросов данных. Обзоры могут быть сформированы в любом интересующем предприятие разрезе (по России в целом или региону, по видам экономической деятельности, по группам предприятий в зависимости от величины активов или среднесписочной численности занятых) и будут полезны руководителям предприятий при принятии стратегических решений и оценке перспектив развития бизнеса.

Участники мониторинга — постоянные и желанные гости на проводимых Банком России рабочих встречах и круглых столах с представителями бизнес-сообщества по вопросам денежно-кредитной политики.

Результаты мониторинга помогают Банку России принимать взвешенные решения по денежно-кредитной политике, проводить анализ региональной неоднородности трансмиссионного механизма, а также немонетарных факторов инфляции на региональном и отраслевом уровнях. Опираясь на информационное взаимодействие с предприятиями, мы выстраиваем работу по разъяснению принятых решений.

Опросные анкеты

При составлении опросных анкет мы учитываем интересы наших респондентов, стараясь минимизировать трудозатраты на заполнение. Как правило, анкета расположена на одном листе и содержит не более 15 вопросов, сгруппированных по тематическим блокам. Мы избегаем дублирования и используем только общепринятую терминологию в области экономики и финансов при формулировке вопросов.

Для заполнения предприятиям предлагаются три вида опросных анкет. При ответе на вопросы, как правило, необходимо выбрать один из предлагаемых вариантов (например, «увеличилось», «уменьшилось», «не изменилось»). Только в финансовой анкете содержится ряд данных из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

С января 2020 года в конъюнктурной анкете количество вопросов сокращено почти вдвое, что позволит снизить трудозатраты предприятий на ее заполнение. При этом в анкете остаются наиболее важные вопросы, в результате преемственность и «длинные» ряды данных будут сохранены.

В инвестиционной анкете также предусмотрены изменения. Вместо четырех раз в год она будет направляться предприятиям для заполнения только один раз в год. В ежегодной инвестиционной анкете останутся вопросы, ответы на которые не демонстрировали существенных изменений в течение года (источники, формы и мотивы инвестиций). Вопросы об изменении инвестиционной активности предприятий и уровне загрузки производственных мощностей (%) переносятся в мобильный блок, который будет включаться в конъюнктурную анкету только 4 раза в год.

Существует несколько способов заполнения анкеты:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде (заполнение шаблона анкеты в файле формата xlsx, направляемого по электронной почте).

В ближайшей перспективе для оптимизации процесса предполагается реализовать возможность заполнения и отправки анкет онлайн.

Подходы к обработке качественной информации

На основе полученной в ходе опросов информации рассчитывается баланс ответов как разница между долей ответов типа «больше» и долей ответов типа «меньше» в процентах к сумме долей точных ответов.

Балансы ответов могут изменяться в интервале от −100% до +100%; при этом положительные значения индексов получаются при превышении доли позитивных оценок над негативными и свидетельствуют (в общем случае) об улучшении ситуации, нулевые — при их совпадении (ситуация не изменилась) и отрицательные — при превышении доли негативных оценок над позитивными характеризуют ухудшение ситуации.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 24.01.2020