Маркетплейс

Система «Маркетплейс» — новый электронный канал реализации финансовых продуктов, базирующийся на принципах надежности и удобства для клиентов, работающий в режиме 24/7

О проекте

В рамках реализации Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018 — 2020 годов Банком России совместно с участниками рынка в декабре 2017 года запущен проект «Маркетплейс». Цель проекта — организация системы дистанционной розничной дистрибуции финансовых продуктов (услуг) и регистрации финансовых сделок.

Проект «Маркетплейс» призван, с одной стороны, обеспечить равный доступ пользователей услуг к финансовому рынку, с другой — сформировать предпосылки для развития конкурентной среды и оптимизации финансовых сервисов. Среди преимуществ проекта — улучшение ситуации с финансовой доступностью, в частности за счет снятия географических ограничений. При этом пользователи получат дистанционный доступ к финансовым услугам в режиме 24/7 и широкую линейку финансовых продуктов. Продуктовый ассортимент будет включать банковские вклады, государственные и корпоративные облигации, паи паевых инвестиционных фондов (ПИФ), ОСАГО и ипотечные кредиты. В перспективе он может быть расширен за счет иных кредитных, страховых, инвестиционных и прочих финансовых продуктов.

Реализация проекта не предполагает государственных инвестиций в создание элементов системы «Маркетплейс», ее построение будет происходить на рыночных принципах. Роль Банка России — способствовать созданию благоприятной регуляторной среды для эффективного функционирования системы. При подготовке нормативных документов будет учитываться опыт пилотных запусков системы по приоритетным финансовым продуктам и анализ бизнес-моделей ее участников.

Инфраструктура системы

Система функционирует по принципу «plug&play» и объединяет следующих участников:

  • Электронные платформы. Площадки, на которых взаимодействуют финансовые организации и клиенты для заключения сделок. Задача платформы состоит в автоматизации взаимодействия сторон и обеспечении удобства совершения финансовых транзакций.
  • Поставщики финансовых продуктов и услуг. Это банки, страховые компании, управляющие компании ПИФ, эмитенты корпоративных и государственных облигаций.
  • Регистратор финансовых транзакций. Реестр хранения юридически значимой информации по совершенным на платформах сделкам. Это основной элемент доверенной среды.
  • Витрины-агрегаторы. Интернет-ресурсы и мобильные приложения, предоставляющие клиенту возможность выбора финансового продукта посредством систематизации и визуализации его характеристик. Витрина призвана обеспечить представление параметров финансового продукта (срок, процентная ставка, рейтинг и т.д.).
  • Боты. Автоматизированные консультанты по финансовым продуктам и услугам при заключении и исполнении сделок.

Инфраструктура системы будет интегрирована с платформой для удаленной биометрической идентификации, функционирующей в соответствии с одним из направлений развития Ассоциации ФинТех, что позволит перевести финансовые услуги в цифровую среду и повысить уровень их доступности для потребителей. При построении системы «Маркетплейс» будут использованы также такие инновационные разработки других проектов Ассоциации ФинТех, как стандартные открытые интерфейсы (Open API) и Система быстрых платежей.

Этапы реализации проекта

Октябрь 2017 года — концепция проекта впервые представлена на форуме инновационных технологий Finopolis.

Май 2018 года — совместно с участниками рынка протестирован прототип платформы «Маркетплейс 1.0» для дистанционного открытия физическими лицами банковских вкладов на базе Московской Биржи (без фактического движения денежных средств).

Декабрь 2018 года — презентация на XVI Российском облигационном конгрессе в Санкт-Петербурге двух новых пилотных платформ, присоединившихся к проекту: по облигациям и паям ПИФ. Пилотные сделки прошли в «боевом» режиме, с реальными расчетами и подписанием договорной документации между всеми участниками процесса, с направлением информации в Регистратор финансовых транзакций.

2019 год — планируется принятие необходимых законодательных изменений, промышленный запуск трех платформ (по вкладам, облигациям и паям ПИФ) в рамках проекта «Маркетплейс».

Октябрь 2017 года
анонсирование концепции проекта

Декабрь 2017 года
старт практической реализации проекта

Май 2018 года
презентация прототипа по вкладам

Октябрь 2018 года
направление законопроекта на согласование ФОИВам

Декабрь 2018 года
пилотные сделки с облигациями и паями ПИФ

Февраль 2019 года
техническая готовность «Макетплейс 1.0» по вкладам

Весенняя сессия Государственной Думы
принятие законопроекта

2019 год
«Маркетплейс 1.0», запуск по вкладам, облигациям и паям ПИФ

2019–2020 годы
«Маркетплейс 2.0», запуск других продуктов и сервисов (ОСАГО, ипотека)

Услуги маркетплейса будут доступны в любой точке России

Преимущества проекта:

Для населения

  • Доверенная среда
  • Доступ к услугам 24/7
  • Географическая доступность

Для поставщиков финансовых услуг

  • Привлечение новой клиентской базы
  • Снижение стоимости привлечения и обслуживания клиентов
  • Аутсорсинг сервисов

Для витрин-агрегаторов/платформ

  • Привлечение новой клиентской базы
  • Технологическое развитие

Для Банка России

  • Развитие конкуренции на финансовом рынке
  • Повышение финансовой доступности

Напишите нам по любым вопросам, связанным с проектом

Вопросы и ответы

Как присоединиться к проекту?
О чем этот проект?
Как это будет работать?
Что такое РФТ?
Что такое платформа?
Будет ли платформа только одна?
Что такое витрина-агрегатор?
Что такое боты и зачем они нужны?
Какие сделки можно будет совершать через эту систему?
Финансирует ли Банк России этот проект?
Какова роль Банка России в проекте?
Когда будет запущен проект?
Витриной системы Маркетплейс станет специально создаваемый сайт под брендом Банка России?

Контактная информация

По всем вопросам, связанным с проектом Маркетплейс, можно обращаться по адресу marketplace@cbr.ru

× Закрыть