Выступление председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной в Государственной думе РФ 21 октября 2015 года

 

Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Сергей Евгеньевич!

Я начну с общей оценки текущей ситуации, а потом хочу перейти к более детальному изложению  выполнения плана мер по поддержке финансового сектора, которые Центральный банк предпринимает в этом году.

Текущая ситуация. Российская экономика по-прежнему, к сожалению, находится в отрицательной зоне. Есть отдельные признаки стабилизации, мы ожидаем восстановления роста в 2016 году. Инфляция замедляется, наш прогноз на конец года – 12–13%, это определяется нашей умеренно жесткой денежно-кредитной политикой и постепенным исчерпанием эффекта от  снижения курса рубля в конце прошлого и летом текущего года. После последовательного  уменьшения ключевой ставки в течение года на последнем совете директоров мы сохранили ее на уровне 11% годовых, в первую очередь потому, что в августе волатильность на нефтяном рынке привела к колебаниям рубля, которые, в свою очередь, сказались на инфляционных ожиданиях. Наши решения в области денежно-кредитной политики направлены на то, чтобы достичь цели по инфляции 4%, не создавая угроз для экономического развития. По нашему прогнозу, инфляция продолжит достаточно быстро снижаться, к концу 2016 года составит 5,5–6,5%, а к концу 2017 года мы достигнем целевого значения в 4%.

Ситуация в банковском секторе. По итогам этого года мы ожидаем прибыль банковского сектора в диапазоне 100–200 млрд рублей (это в 3,5 раза меньше, чем в 2014 году). В текущей ситуации этот невысокий, но положительный результат свидетельствует о том, что банки адаптировались к более сложным условиям ведения бизнеса и могут наращивать кредитование экономики.

Кредитная активность банков восстанавливалась постепенно: в начале года отмечалось снижение кредитования, в дальнейшем – разворот к небольшому росту. При этом ситуация в корпоративном секторе выглядит чуть более устойчивой, но и в рознице началась стабилизация.

Прирост кредитов реальному сектору экономики в целом за 9 месяцев составил 7,5% (без учета валютной переоценки - 1,5%). Проблемным остается кредитование МСП, его доступность снижается, а портфель кредитов МСП сократился за восемь месяцев на 4,2%. Нас эта ситуация тревожит, потому что  малый и средний бизнес - это тип заемщиков, которые неохотно кредитуются крупными банками. Я сегодня чуть более подробно остановлюсь на мерах поддержки МСП, которые мы уже принимаем. В том числе со следующего года мы планируем снизить коэффициент риска по отдельным кредитам МСП со 100 до 75%. Эта мера, как и другие, на наш взгляд, может способствовать улучшению условий для кредитования. Но ситуация сейчас такова, что необходимы системные меры поддержки МСП, которые принимает Правительство, а не только поддержка кредитования в этом сегменте.

Кредитование физических лиц с начала года сократилось на 5,0% - с 11,3 до 10,8 трлн рублей. Особенно сильно просел сегмент ранее перегретого необеспеченного потребительского кредитования, но ипотечное кредитование показывает небольшой рост (ипотечный портфель банков вырос на 4,9% с начала года), что является позитивным сигналом. И значимой стала поддержка этого сегмента со стороны Правительства  специальными мерами, специальной программой. Для поддержки ипотечного кредитования мы планируем снизить коэффициент риска в отношении лучших ипотечных ссуд до 35%.

Показатели финансовой стабильности в целом находятся в так называемой зеленой зоне, российская экономика постепенно адаптируется к новым условиям, но, бесспорно, необходимы меры, которые обеспечат переход к устойчивому росту.

Теперь подробнее о наших мерах в рамках реализации антикризисного плана. Можно выделить 4 основных типа мер: докапитализация банковского сектора, специальные инструменты рефинансирования, развитие стандартных инструментов рефинансирования и регуляторные изменения для банковского сектора.

Докапитализация банковского сектора. Игорь Иванович уже сказал, для того чтобы эта докапитализация была осуществлена, были необходимы изменения в законодательство, в банковское регулирование, которые инициировал Банк России, в том числе возможность включения в состав источников капитала субординированных займов, привилегированных акций, оплаченных облигациями федерального займа.

Данные по динамике кредитования говорят о том, что программа докапитализации начинает приносить некоторые результаты. Нами проведен экспресс-анализ динамики кредитования по 10 банкам, получившим средства в капитал до августа 2015 года. Среднемесячный темп прироста кредитования по этой группе банков за июль-август составил более 1%, причем по кредитам предприятиям приоритетных отраслей превысил 1,5%. Но пока результаты подводить рано, потому что банки действительно только недавно получили этот капитал.

Снижение объема предоставленных кредитов демонстрируют, к сожалению, строительство и деятельность воздушного транспорта – те отрасли, которые характеризуются наибольшей долговой нагрузкой и кредитным риском. И там высока доля просроченной задолженности - соответственно 19 и 24%. Это очень высокие цифры. Это означает, что сложнее всего кредитование будет восстанавливаться в тех отраслях, в которых в предыдущие годы была накоплена максимальная долговая нагрузка. Это требует специального внимания к проблеме плохих долгов, финансовому оздоровлению предприятий реального сектора экономики, включая в необходимых случаях процедуры банкротства.

Специализированные инструменты. Я напомню, что у нас есть 4 основных специализированных инструмента, направленных на поддержку кредитования малого и среднего бизнеса, несырьевого экспорта, проектного финансирования и поддержку военной ипотеки.

Действие этих инструментов точечное, но благодаря более длительным срокам по этим инструментам по сравнению со стандартными инструментами и льготным ставкам они позволяют поддерживать приоритетные сектора в экономике.

По малому и среднему бизнесу:  кредиты выдаются Центральным банком на срок до 3 лет по льготной ставке 6,5%. Лимит в 50 млрд рублей сейчас выбран на сумму 30 млрд рублей. Кроме того, мы и в стандартных инструментах предприняли некоторое упрощение и берем в залог ссуды не только первой категории качества, но и второй категории качества. Планируем распространить эти условия на индивидуальных предпринимателей.

Дальше о  несырьевом экспорте. Здесь мы предоставляем средства по льготной ставке 9%. Из лимита 50 млрд рублей выбрано  16,5 млрд рублей.

Третий инструмент – рефинансирование инвестиционных проектов. Мы увеличили лимит с 50 до 100 млрд рублей, на сегодняшний день выбрано 35,4 млрд рублей. И хотела бы отметить, что в Центральном банке процедура предоставления кредита упрощена, Банк России перечисляет деньги после получения документов в течение 2 дней. Ставки здесь 9%.

Четвертый инструмент – военная ипотека. Первоначальный лимит был 10 млрд рублей, банки его выбрали, мы его увеличили до 30 млрд рублей, фактически сейчас использовано почти 20 млрд рублей.

Что касается специализированных инструментов, надо сказать, что в  целом они востребованы, но полностью их эффективность можно будет оценить только после реализации тех проектов, на поддержку которых они были направлены.

Кроме того, нами был введен особый специализированный инструмент валютного рефинансирования для сглаживания пиков выплат по внешнему долгу и поддержания нормального уровня валютной ликвидности. Эти инструменты у нас также не полностью выбраны, лимит 50 млрд долларов. И потребность в связи с улучшением ситуации с валютной ликвидностью уменьшилась: с пика в 36 млрд долларов США сейчас задолженность снизилась до 26 млрд долларов.

Ситуация в целом с ликвидностью банковского сектора продолжала улучшаться. Свободное залоговое обеспечение, которое Банк России при необходимости может использовать для предоставления дополнительной ликвидности банковскому сектору, выросло с 3 до 9 трлн рублей.

По стандартным инструментам рефинансирования. Мы расширили Ломбардный список Банка России, а также Перечень Банка России. Принимались решения об увеличении поправочных коэффициентов / снижении дисконтов, применяемых для корректировки стоимости активов, которые берутся в обеспечение по операциям рефинансирования.

И наши регулятивные меры для банковского сектора. В конце прошлого года мы приняли ряд временных регулятивных мер для того, чтобы дать банкам возможность адаптироваться к новым условиям. Эти смягчения временные, потому что их продолжительное применение может привести к негативным эффектам, желанию сокрыть существующие проблемы банков. Поэтому мы часть из этих мер отменили, часть будем отменять 1 января 2016 года. Отменяем их последовательно на основе мониторинга ситуации в банках для того, чтобы переходные периоды были достаточно сбалансированны.

Мы продолжаем совершенствовать и банковское регулирование, внедряем международные стандарты. Но для того, чтобы для банков не было чрезмерной нагрузки по внедрению стандартов Базеля, приняли решение о снижении норматива достаточности совокупного капитала с 10 до 8% и базового капитала с 5 до 4,5%. Все это в соответствии с международными стандартами. И, с точки зрения капитала, таким образом, регуляторные изменения в целом будут нейтральными. И это позволит банкам наращивать кредитование экономики.

И в завершение я хотела бы сказать, что мы стараемся достаточно гибко корректировать наши инструменты, что мы делали в течение года, вводим дополнительные меры поддержки там, где они необходимы. Мы стремимся оперативно реагировать и на изменение внешних условий, которые, к сожалению, очень неопределенные и также меняются достаточно часто. При этом стараемся  не допускать искажения механизмов денежно-кредитной политики, излишних послаблений для банковского сектора, которые позволяли бы маскировать проблемы. Наша задача – не маскировать проблемы, но дать банкам и реальному сектору время для того, чтобы научиться вести бизнес в новых условиях.

Мы прогнозируем, что на следующий год ситуация в банковском секторе будет оставаться устойчивой и банки будут постепенно наращивать кредитование экономики, поддерживая таким образом экономический рост.

Спасибо большое за внимание.

× Закрыть