• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Меры поддержки инфраструктурных организаций финансового рынка в 2024 году: завершение и временное продление

20 ноября 2023 года
Пресс-релиз
Поделиться

Банк России принял решение не продлевать ряд послаблений в отношении инфраструктурных организаций финансового рынка1 (далее при совместном упоминании — ИОФР), которые по плану заканчивают свое действие в 2023 году. Анализ практики применения введенных послаблений позволяет констатировать, что принятые Банком России меры сгладили негативный эффект введенных недружественными иностранными государствами ограничений, а также позволили ИОФР адаптироваться к новым условиям.

В связи с этим Банк России планирует продлить только те послабления, по которым сохраняются факторы, ранее обусловившие их введение. При этом Банк России продолжит интегрировать в регулирование временные решения, которые учитывают влияние блокировки активов, уроки кризиса и специфику российского финансового рынка.

Меры, которые завершают свое действие:

  • Неприменение мер воздействия в отношении организатора торговли товарами:
    • за несоблюдение требования по уведомлению Банка России о нестандартных сделках (заявках) в рамках Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ2 через удаленный терминал Банка России при направлении указанных уведомлений посредством личного кабинета (в отношении торговых систем)3;
    • за нарушение срока предоставления информации в Банк России о существенных отклонениях параметров торгов при предоставлении указанной информации не позднее рабочего дня, следующего за днем их выявления.
  • Неприменение мер воздействия к депозитариям, оказывающим услуги по учету прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, в случае их несоответствия требованиям к сроку осуществления депозитарной деятельности4.
  • Допустимость однократного направления специализированными депозитариями уведомлений о выявлении нарушений в деятельности УК ПИФ, выразившихся в невозможности определения УК ПИФ стоимости чистых активов ПИФ, которая явилась причиной приостановления выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев.
  • Возможность для депозитариев и держателей реестра владельцев ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями, постепенно дисконтировать стоимость заблокированных активов в целях расчета собственных средств5.

Меры, которые планируется продлить по 31.12.2024:

  • Право ИОФР не раскрывать чувствительную к санкционному риску информацию (в том числе в составе финансовой отчетности), включая сведения о структуре собственности и составе акционеров (участников) ИОФР, об аффилированных лицах ИОФР, членах органов управления и иных должностных лицах ИОФР, существенных условиях реорганизации ИОФР. Аналогичный подход продолжит действовать и для раскрытия на сайте Банка России отчетности ИОФР, а также информации о выпусках ценных бумаг ИОФР.  
  • Право не раскрывать операторами информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, а также лицами, выпускающими цифровые финансовые активы, чувствительную к санкционным рискам информацию о бенефициарном владельце лица, выпускающего цифровые финансовые активы.
  • Применение перечня офшорных зон, утвержденного Советом директоров Банка России, при оценке лиц, имеющих право прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) ИОФР.
  • Неприменение мер в отношении депозитариев за нарушение установленного законодательством Российской Федерации6 срока осуществления зачисления (списания) ценных бумаг исключительно при расхождениях с вышестоящими иностранными депозитариями.
  • Порядок передачи российскими юридическими лицами, имеющими обязательства, связанные с еврооблигациями, денежных средств держателям еврооблигаций, права которых учитываются российскими депозитариями, без привлечения иностранных организаций.
  • Порядок действий депозитариев при погашении еврооблигаций, в том числе в случае исполнения в полном объеме обязательств по еврооблигациям Российской Федерации, а также по корпоративным еврооблигациям в связи с выпуском замещающих облигаций.
  • Специальный порядок выплаты доходов по облигациям российских и дружественных эмитентов, выпущенных по российскому праву, без задействования иностранных учетных институтов.
  • Специальный порядок выплаты дивидендов по акциям российских акционерных обществ акционерам и держателям депозитарных расписок на акции без задействования иностранных учетных институтов.
  • Временные требования к деятельности депозитариев в части учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в дружественных иностранных депозитариях, не соответствующих критериям, установленным нормативными актами Банка России7.
  • Временные требования к деятельности держателей реестра владельцев ценных бумаг в части открытия и ведения ими лицевых счетов отдельных нерезидентов.
  • Возможность ИОФР использовать для целей нормативных актов Банка России и нормативных правовых актов ФСФР России, наряду с использованием сведений информационных агентств «Блумберг» (Bloomberg) и «Рефинитив» (Refinitiv), сведения, предоставленные НКО АО НРД, АО «Интерфакс», ООО «Сбондс.ру», а при отсутствии необходимых сведений у НКО АО НРД, АО «Интерфакс», ООО «Сбондс.ру» — сведения, предоставленные иными организациями, на основании мотивированного решения соответствующей некредитной финансовой организации.

 

 

1 Организаторы торговли, клиринговые организации, НКО-ЦК, НКО-ЦД, депозитарии, специализированные депозитарии, держатели реестра владельцев ценных бумаг, операторы информационных систем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, операторы обмена цифровых финансовых активов, операторы инвестиционных платформ, операторы финансовых платформ и кредитные рейтинговые агентства.

2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Учтено в регулировании: Указание Банка России от 27.09.2023 № 6544-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 14 сентября 2020 года № 5549-У и приложение 1 к Положению Банка России от 17 октября 2014 года № 437-П».

4 Приказ ФСФР России от 23.03.2010 № 10-19/пз-н «Об утверждении Требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации».

5 Учтено в регулировании: Указание Банка России от 09.10.2023 № 6570-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 22 марта 2019 № 5099-У» (находится на государственной регистрации в Минюсте России).

6 Подпункт 2 пункта 11 статьи 85 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

7 Подпункт 1.2 пункта 1 Указания Банка России от 11.11.2019 № 5311-У «О критериях, которым должна соответствовать организация, осуществляющая учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц, в целях эмиссии российских депозитарных расписок, и которым должна соответствовать иностранная организация, осуществляющая учет прав на ценные бумаги, в которой депозитарию открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в целях учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в случае их публичного размещения и (или) публичного обращения в Российской Федерации».

 


При использовании материала ссылка на Пресс-службу Банка России обязательна.

Сохранить в PDF