Эксперты МВФ и Всемирного банка оценили эффективность мер Банка России по стабилизации финансовой системы

Подведены окончательные итоги Программы оценки финансового сектора (Financial Sector Assessment Program, FSAP) в 2015/2016 годах, ставшей для Российской Федерации крупнейшей в истории.

По результатам анализа состояния российского финансового сектора и качества его регулирования Миссия FSAP в составе экспертов Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка отметила успешную реализацию Банком России рекомендаций последней оценки, проводившейся в 2011 году, а также эффективность принимаемых Банком России мер, направленных на стабилизацию финансовой системы в периоды финансово-экономических потрясений.

В опубликованных материалах программы отмечается, что создание мегарегулятора в целом существенно улучшило ситуацию в регулировании и надзоре на российском рынке ценных бумаг, в страховом секторе, а также в сфере финансовой доступности.

Действующие в России институциональные механизмы реализации макропруденциальной политики и обеспечения финансовой стабильности оценены экспертами Миссии как эффективные.

Банку России рекомендовано продолжить стимулирование развития межбанковского рынка и рассмотреть возможности совершенствования механизма проведения основных операций денежно-кредитной политики в условиях профицита ликвидности, а также подходов к оценке качества обеспечения по операциям центрального банка.

Миссией отмечается существенный прогресс, достигнутый российской стороной в развитии методологии стресс-тестирования кредитных организаций, а также успешное прохождение Банком России оценки качества стресс-тестов.

Важным результатом программы стала оценка соответствия банковского регулирования и надзора «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора» (Basel Core Principles for Effective Banking Supervision, BCP), опубликованным Базельским комитетом по банковскому надзору в сентябре 2012 года. По 25 из 29 принципов Российская Федерация получила оценки «соответствует в основном» и выше.

Миссия приветствует значительный прогресс в расширении полномочий Банка России по надзору за деятельностью банков и банковских групп.

Подчеркивается эффективность используемых подходов к финансовому оздоровлению банков, а также предпринимаемые Банком России меры по их дальнейшему совершенствованию.

По итогам оценки российского регулирования на предмет соответствия целям и принципам регулирования ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO Objectives and Principles of Securities Regulation) Миссия констатировала наличие существенного прогресса в части внедрения указанных международных стандартов.

Количество полностью внедренных принципов с момента предыдущей оценки существенно повысилось – с 2 до 10, а законодательство о кредитных рейтинговых агентствах соответствует лучшим мировым практикам. Подчеркивается, что совокупное количество принципов IOSCO, которые, по мнению Миссии, в той или иной степени имплементированы в российской юрисдикции, сохранилось на уровне 28. При этом в итоговом докладе эксперты Миссии наряду с принятием Банком России Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов положительно отметили присоединение в 2015 году к Многостороннему меморандуму IOSCO и развитие института саморегулирования на финансовом рынке.

Впервые проведена оценка российского страхового сектора на предмет соответствия Основным принципам, стандартам, руководствам и методологии оценки в сфере страхования Международной ассоциации органов страхового надзора (Insurance Core Principles, Standards, Guidance and Assessment Methodology of the International Association of Insurance Supervisors). 24 из 26 принципов признаны экспертами Миссии в качестве внедренных в той или иной степени, из них 5 признаны соблюденными в полном объеме, 8 – практически внедренными, 11 – внедренными частично. Наряду с высокой оценкой российского законодательства и практики его применения специалистами Миссии отмечена целесообразность перехода Банка России от преимущественно нормативного регулирования к регулированию, основанному на принципах, а также к применению риск-ориентированного подхода в оценке платежеспособности.

Успешной признана деятельность Банка России по осуществлению контроля за соблюдением финансовыми институтами требований законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов / финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Рекомендовано более активно применять риск-ориентированный подход, а также совершенствовать механизмы применения санкций за нарушения в сфере ПОД/ФТ.

Эксперты Миссии оценили успехи по имплементации в законодательные и нормативные акты Банка России международного стандарта «Принципы для инфраструктур финансового рынка» (IOSCO-CPMI Principles for Financial Market Infrastructures), разработанного Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), в отношении всех инфраструктур финансового рынка (ИФР), осуществляющих деятельность в Российской Федерации.

Высоко оценивается уровень развития российских ИФР, к которым относятся системно значимые платежные системы, центральный депозитарий, центральный контрагент и репозитарий.

Были также отмечены высокие результаты деятельности по созданию и развитию в Российской Федерации операционного платежного клирингового центра Национальной системы платежных карт для обработки внутринациональных транзакций по картам международных платежных систем, а также по созданию и быстрому развитию платежной системы «Мир», операции в которой совершаются с использованием национальных платежных инструментов.

По итогам проведенной впервые оценки уровня финансовой доступности в Российской Федерации отмечена положительная динамика в развитии финансовой доступности по некоторым основным показателям. В частности, в России доля населения, имеющего счета в финансовых учреждениях (составляет 67,4%), сравнима со средним региональным показателем по Европе и Центральной Азии.

Банком России организована работа по реализации ключевых рекомендаций по итогам оценочных мероприятий, а также по подготовке к очередному циклу мероприятий программы в 2021 году.

Подробная информация о результатах оценочных мероприятий отражена в публикациях МВФ и Всемирного банка, ссылки на которые представлены ниже:

1. Доклад по ст. 4 AIV (МВФ).

2. Доклад по Российской Федерации (FSSA) (МВФ).

3. Доклад по состоянию финансового сектора Российской Федерации (FSA) (Всемирный банк).

4. ROSC отчет BCP (краткий вариант) (МВФ/Всемирный банк).

5. Детальный оценочный отчет (DAR BCP) (МВФ/Всемирный банк).

6. ROSC отчет IOSCO (краткий вариант) (МВФ).

7. Детальный оценочный отчет (DAR IOSCO) (МВФ).

8. Детальный оценочный обзор (DAO IAIS) (Всемирный банк).

9. Техническая записка AML/CFT (МВФ).

10. Техническая записка по модулю «Макропруденциальный анализ и политика» (МВФ).

11. Техническая записка по модулю «Ликвидация, финансовое оздоровление и страхование вкладов» (МВФ).

12. Техническая записка по модулю «Корпоративное управление и государственные банки» (Всемирный банк).

13. Техническая записка по модулю «Финансовая доступность» (Всемирный банк).

14. Техническая записка по модулю «Инфраструктура финансового рынка и центральный контрагент» (Всемирный банк).

15. Техническая записка по модулю «Стресс-тестирование» (МВФ).

16. Техническая записка по рынку страхования (ВБ).

22 сентября 2016 года

× Закрыть