• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Выступление Эльвиры Набиуллиной на Х Всероссийском конгрессе волонтеров финансового просвещения

21 июня 2024 года
Выступление
Поделиться

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада приветствовать вас всех — и тех, кто в зале, и тех, кто с нами по видеосвязи. Я посмотрела описание проектов, надеюсь, нам удастся о них подробно услышать. Они очень разные, но все очень творческие, и действительно, будет интересно познакомиться с ними поближе.

Мы придаем вашей работе очень большое значение. Сила социальной инициативы — а это социальная инициатива — в гибкости, в знании реалий, в которых живут конкретные люди, а не — как мы иногда говорим — достаточно абстрактные целевые аудитории. И в доверии, потому что люди склонны больше доверять таким же людям, как они сами, которые находятся рядом. Вы знаете, что мы вместе с Министерством финансов преобразовали стратегию повышения финансовой грамотности в формирование финансовой культуры. Но и формирование финансовой культуры невозможно без доверия к источнику информации.

В этом смысле миссия волонтера очень ответственная. Финансовый рынок очень быстро развивается, он очень открыт инновациям. Конечно, это очень хорошо, создает людям новые возможности, но и возникают новые риски. Нужно постоянно учиться — учиться волонтерам тоже, чтобы делиться с людьми актуальными знаниями, а не знаниями вчерашнего дня.

Мы вместе с Ассоциацией развития финансовой грамотности как раз видим как одну из основных наших задач — помочь в обучении волонтеров, поддержать их информационно, экспертно, организовать обмен опытом.

Но нам важна ваша помощь в определении тех направлений, которые мы выделяем для себя как приоритетные. Потому что финансовое просвещение, финансовая грамотность, финансовая культура — это процесс, у которого нет конечной точки, и можно заниматься всем буквально, но ресурсы наши ограничены. Поэтому нужно выделять приоритеты.

Напомню те приоритеты, которые мы выделяем для себя, но здесь важна и от вас реакция, согласны ли вы. Может быть, что-то еще предложите.

Мы прежде всего выделяем для себя борьбу с мошенничеством. Все данные, которыми мы располагаем, весь житейский опыт говорит о том, что от мошенников страдают люди любого возраста, любого социального статуса и, к сожалению, любого уровня образования, если у них нет специальных финансовых знаний.

Второй приоритет — это работа с пожилыми людьми, людьми с инвалидностью, воспитанниками детских домов. Многие из них уязвимы, одиноки, и к ним нужен свой подход. Они уязвимы как раз для недобросовестных практик, для мошенников.

Наконец, третий приоритет для нас — это работа в малонаселенных и труднодоступных регионах нашей страны. Мы должны помочь людям, которые живут там, чтобы они чувствовали себя в мире финансов на равных с жителями больших городов. Это, по сути дела, финансовая доступность, но она тоже зависит от того, насколько люди знают, как и чем они могут пользоваться, особенно в условиях дистанционных онлайн-услуг.

Но как бы мы ни старались придерживаться приоритетов, понятно, что спектр неотложных задач может постоянно расширяться.

Еще одна из задач, где нужно постоянное внимание, — это поддержка жителей новых регионов. Помощь волонтеров финансового просвещения здесь абсолютно незаменима.

Кроме того, мы сейчас делаем особый акцент на развитии долгосрочных инструментов сбережений и инвестиций — Программы долгосрочных сбережений и ИИС-3, которые мы вместе с Правительством, Министерством финансов долго готовили. В следующем году, кроме ИИС-3 и Программы долгосрочных сбережений, запустится и долевое страхование жизни. Это приоритетные задачи, и без финансовой грамотности здесь тоже не обойтись, потому что для того, чтобы люди пользовались этими программами, должны быть знания, навыки долгосрочного финансового планирования. Именно долгосрочного финансового планирования. Иначе все эти программы останутся пустым звуком. А что мы видим сейчас? Мы видим, что люди готовы брать на себя длинные обязательства, например ипотеку, длинные кредиты. Но кому-то надолго доверить свои финансовые ресурсы пока не готовы. Об этом говорит и то, что у нас больше 85% средств граждан в банках — это текущие счета и вклады до года. То есть это краткосрочные средства. Конечно, для того чтобы были долгосрочные сбережения, нужны, кроме финансовой грамотности и инструментов, и финансовая стабильность, предсказуемая, низкая инфляция, чтобы люди не боялись, что их деньги обесценятся, если они их куда-то надолго передадут. Но развитие культуры сбережений также очень важно.

С точки зрения борьбы с мошенничеством — вернусь к этой теме, потому что тема для нас актуальная, я думаю, вы понимаете, насколько она болезненная, чувствительная, — мы в прошлом уделяли большое внимание безопасности переводов. Ввели законодательные механизмы, периоды охлаждения и так далее и работаем на уровне банков, будем смотреть, насколько этих мер достаточно. Но я не раз уже говорила, что сейчас особую популярность среди мошенников набирает кредитная схема — еще более опасная, когда люди не просто переводят свои сбережения мошенникам, а еще и берут кредит, то есть остаются должны банкам, и переводят средства мошенникам. Мы обсуждаем, какие защитные механизмы можно будет использовать, но, конечно, в этой сфере нужно больше работать с людьми, нужно предупреждать людей об этих схемах.

Еще одна проблема, которая тоже приобретает, к сожалению, массовое распространение, — это вовлечение в преступные схемы школьников и студентов. Мошенники часто используют школьников и студентов в качестве дропперов, когда школьники и студенты оформляют свою карту, отдают ее кому-то, мошенникам, и соответственно, все это используется для выведения средств, обналичиваются похищенные деньги. Конечно, здесь просвещение среди школьников и студентов важно, чтобы они, получая свою первую карту, понимали, что если они позволят использовать себя в качестве дропперов, то у них испортится их кредитная история, им потом будет тяжело пользоваться финансовыми услугами, которые им по жизни нужны. Кроме того, из-за того, что они участвуют в преступной схеме, у них может быть ограничен доступ к онлайн-платежам, картам.

По нашим наблюдениям, в зоне риска находятся не только школьники и студенты, но и люди, которые приехали из небольших населенных пунктов в крупные города и попадают в лапы преступников. Это также закредитованные люди, которые для того, чтобы расплатиться по кредитам, идут на разные схемы, это и безработные. Здесь тоже нужно объяснять, что желание быстро заработать на сомнительных схемах ни к чему хорошему не ведет. Мы вместе с банками выстраиваем здесь работу, но помощь волонтеров просто незаменима в решении этих вопросов.

Кроме работы по противодействию мошенникам, о чем я сейчас говорила, в принципе не нужно забывать о самых базовых знаниях и навыках, которые придают людям уверенности, когда они выходят на финансовый рынок. И это позволит им не только противостоять мошенникам, противостоять навязыванию ненужных им продуктов, но и лучше выбирать финансовые услуги, то есть повышать свое благосостояние. Важно в этой связи, когда мы с вами вместе работаем с волонтерами, распознавать недобросовестные источники информации, чтобы люди критически относились к советам тех, кто предлагает очень быстро заработать. Мы видим, что такой рекламы много. Но нужно доверять проверенным источникам, в том числе сертифицированным Ассоциацией развития финансовой грамотности. Чтобы люди полагались на проверенные источники информации, потому что часто, к сожалению, под видом обучения людям просто морочат голову.

Из новых форматов работы я бы отметила сотрудничество с работодателями. Мы недавно на Питерском экономическом форуме подписали соглашение с РСПП, которое вовлекает в эту работу уже на системной основе ассоциацию работодателей. У нас есть программы и проекты с отдельными крупными работодателями, но здесь важно, чтобы в работу были вовлечены и средние, и малые компании, и в принципе большее количество компаний. И здесь, конечно, новый класс волонтеров, если хотите, новая категория, — это работники этих предприятий. Нам нужно их тоже вовлекать в нашу совместную работу, для того чтобы использовать этот очень важный канал донесения информации и обучения людей. Потому что корпоративные практики обучения, когда волонтеры — это люди, которые работают рядом и рассказывают, как пользоваться финансовыми услугами, чего опасаться, какие могут быть риски, мне кажется, могут быть очень эффективным каналом.

Это все, что я хотела сказать в начале. Сейчас передам слово Михаилу Валерьевичу [Мамуте], который у нас в Центральном банке курирует эту деятельность и координирует работу.

Сохранить в PDF