Весь сайт
закрыть

Осторожно: мошенничества с использованием имени Банка России

Осторожно: мошенничества с использованием имени Банка России

Нередко финансовые мошенничества совершаются под видом заботы о гражданах со стороны Центрального банка Российской Федерации (Банка России).

Например, мошеннические действия могут совершаться с помощью СМС-сообщений и email-рассылок в адрес клиентов различных кредитных организаций: аферисты представляются сотрудниками Банка России, направляют ложное сообщение о блокировке банковской карты клиента и предложение перезвонить, якобы чтобы разблокировать ее, а на самом деле — чтобы получить данные для управления счетом.

Иногда мошенники от имени Банка России предлагают гражданам оплатить услуги по перечислению им различных денежных выплат и компенсаций, якобы одобренных на государственном уровне.

Граждане, поверившие такого рода обещаниям и предложениям, в конце концов оказываются обманутыми и обворованными, поэтому важно уметь распознавать этот тип преступлений. Мы подготовили обзор наиболее распространенных мошеннических схем, в которых аферисты действуют от имени Банка России.

1. Звонки из Банка России

Мошенники используют базы данных, где содержатся сведения о людях, ранее оказавшихся жертвами аферистов: продавцов биодобавок и псевдомедицинских приборов, экстрасенсов, финансовых махинаторов и т.п.

Деятельность организаций, зарабатывающих посредством обмана доверчивых людей, в том числе пенсионеров, пресекается правоохранительными органами, однако база данных обманутых клиентов может вновь всплыть на поверхность. То же самое относится и к спискам клиентов всевозможных финансовых пирамид, которые процветали в 1990-е годы и сейчас вновь набирают обороты.

К сожалению, в последнее время активизировались мошенники, использующие в своих криминальных целях доверие населения к государственным институтам. От имени Банка России, прокуратуры, суда, Министерства здравоохранения, Министерства финансов и других подобных учреждений они сообщают гражданам, что им положено возмещение ущерба от действий мошенников в прошлом, например, компенсация за купленные медицинские товары, услуги псевдопсихологов и экстрасенсов, участие в финансовых пирамидах и пр.

При этом, чтобы получить обещанную компенсацию, как правило, нужно что-то оплатить: подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег и т.п. Кроме того, мошенники требуют предоставления паспортных данных и банковских реквизитов.

Обычно указываются следующие способы оплаты:

  • переводы средств через платежные системы;
  • переводы с использованием систем переводов;
  • перечисление средств на счета каких-либо организаций;
  • пополнение счета банковской карты третьего лица и др.

Как правило, первоначально указывается на необходимость оплаты по одному из приведенных выше «оснований». В случае если гражданин доверился мошенникам и перечислил какую-либо сумму указанным ими способом, могут поступить повторные звонки (от тех же лиц, что и раньше, либо от других) с требованиями выплат по иным «основаниям». Некоторые граждане до момента обращения в Банк России с вопросом о том, почему до сих пор не выплачена компенсация, успевают перечислить мошенникам крупные суммы денег.

2. Письменные уведомления

Еще одна похожая схема мошенничества — направление уведомлений о выплатах и компенсациях в письменном виде с использованием поддельных документов с отдельными реквизитами Банка России.

По почте на бланке с некоторыми реквизитами Банка России и, возможно, с отметкой о регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации гражданину поступает уведомление о том, что судом принято решение о выплате компенсации за приобретение лекарств, биодобавок, медицинских приборов или за оплату услуг экстрасенсов и псевдопсихологов в мошеннических организациях.

В фальшивом уведомлении указывается контактное лицо и номер телефона. Для большей убедительности мошенники предупреждают свою жертву о том, что в случае игнорирования письма компенсация будет национализирована (утилизирована или расформирована).

Гражданин, клюнувший на это письмо, попадает к аферистам, которые далее действуют по схеме, аналогичной первой.

3. СМС-сообщения

Мошенничества с использованием СМС-сообщений также одна из наиболее распространенных схем, в которых аферисты прикрываются именем Банка России.

Гражданину поступает СМС-сообщение с текстом примерно следующего содержания: «Ваша банковская карта заблокирована. Информация по телефону: 00000000000. ЦБ РФ».

В качестве отправителя может быть указан короткий номер 900, который ПАО Сбербанк использует в услуге «Мобильный банк», или его модификация 9ОО. Могут использоваться также номера с кодом 8800.

Вместо «ЦБ РФ» может быть указано «Служба безопасности ЦБ» или «Centrobank».

Гражданин, позвонивший по указанному в сообщении номеру, как правило, попадает в фальшивую «службу безопасности» Банка России или Сбербанка, где его убеждают в том, что в системе произошел серьезный сбой, и предлагают:

  • подойти к ближайшему банкомату и произвести операции, которые ему укажут;
  • сообщить данные своей карты, чтобы ее можно было разблокировать (возможны и другие варианты).

Если гражданин выполнит указания мошенников, с его карты будут списаны денежные средства.

Что делать, если это происходит с вами или вашими близкими?

Прежде всего — не вступать в контакт с мошенниками. Стоит помнить: Банк России с физическими лицами не работает, никаких компенсаций никому не выплачивает и никакого отношения к СМС-сообщениям и email-рассылкам не имеет. Если гражданин вступил в переговоры с мошенниками, доверился им, итог всегда один — он остается без некоторой суммы денег. Насколько велика будет эта сумма, зависит от того, как быстро человек поймет, что его одурачили. Как правило, понимают это граждане только после официального обращения в правоохранительные органы или в Банк России.

Если кто-то пытается получить доступ к счету вашей банковской карты, ее данные или выманить у вас деньги иным способом, незамедлительно свяжитесь с банком по телефону, указанному на его официальном сайте или на обратной стороне вашей карты, и обратитесь в правоохранительные органы.

Осторожно: мошенничества с использованием имени Банка России