Уральский федеральный округ

Конференция по теме: «Актуальные вопросы развития рынка облигаций», г. Екатеринбург 20-21 апреля 2017 года

Конференция «Актуальные вопросы развития рынка облигаций» прошла 20-21 апреля 2017 года на базе Уральского главного управления Банка России в г. Екатеринбург.

Развитие рынка облигаций является одной из стратегических задач, определенных в «Основных направлениях развития финансовых рынков на период 2016-2018 годов». Актуальность темы подтверждается интересом к конференции как представителей органов власти, так и бизнеса.

Среди участников конференции - сотрудники центрального аппарата и территориальных учреждений Банка России, органов государственной власти всех субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, Республики Башкортостан, Пермского края и Оренбургской области, участники финансового рынка, а также представители реального сектора экономики и региональных институтов развития. Первый день прошел в формате пленарной сессии, а во второй день обсуждались практические вопросы размещения облигаций и инвестирования средств в облигации.

Директор Департамента развития финансовых рынков Е.В. Чайковская отметила, что облигации в настоящее время являются приобретающим популярность инструментом фондирования, доля корпоративных облигаций на 1 января 2017 года в общем объеме заимствований составляет 18,6% (9,44 трлн руб.).

Одновременно с этим на конференции было обозначено наличие потенциала роста рынка облигаций за счет привлечения региональных компаний в качестве эмитентов.

Участники конференции оставили позитивные отзывы и выразили надежду, что практика подобных мероприятий Банка России продолжится.

Вопросы/ответы участников конференции

ВОПРОС № 1

Какой орган или лицо, кроме Центрального депозитария, может осуществлять регистрацию выпуска коммерческих облигаций, например на региональном уровне?

Ответ:

Согласно пункту 14 статьи 27.5-2 Федерального закона от 22.04.1996  № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» выпуск коммерческих облигаций не подлежит государственной регистрации. Выпуску коммерческих облигаций присваивается идентификационный номер центральным депозитарием (Небанковская кредитная организация акционерное общество «Национальный расчетный депозитарий» (г. Москва) (далее – НРД). Другие организации не вправе присваивать идентификационные номера выпускам коммерческих облигаций. Информацию о порядке присвоения выпуску коммерческих облигаций идентификационного номера см. на сайте НРД в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.nsd.ru/ru/services/id/). Передача необходимых документов для присвоения идентификационного номера коммерческим облигациям возможна в офисе НРД или почтовым направлением.

ВОПРОС № 2

Согласно закону об МФО ст. 12 п.4 ч.3 содержится прямой запрет на выпуск облигаций (прим. микрокредитными организациями). Планируется ли пересмотр данного ограничения?

Ответ:

Нет, в настоящее время Банком России не планируется пересмотр данного ограничения.

ВОПРОС № 3

С 14.07.2017 Банк России будет использовать в регуляторных целях рейтинги только аккредитованных агентств, сегодня это АКРА и Эксперт РА. Каковы перспективы аккредитации рейтинговых агентств S&P, Moody's и Fitch?

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственного общества, после внесения сведений о таких лицах Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств. В настоящее время в указанный реестр внесены две организации – АКРА (АО) и АО «Эксперт РА».

При этом расположенные на территории Российской Федерации филиалы иностранных кредитных рейтинговых агентств S&P, Moody's и Fitch (внесены Банком России в реестр филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств 14.04.2017) вправе осуществлять на территории Российской Федерации только отдельные элементы рейтинговой деятельности, а нормами статьи 17 Федерального закона Банку России с 14.07.2017 запрещается использовать их рейтинги в регуляторных целях в отношении российских юридических лиц. Однако «большая тройка» вправе создать на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, которые после внесения сведений о них Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств, будут вправе осуществлять рейтинговую деятельность, в том числе присваивать рейтинги по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации.

ВОПРОС № 4

Хочется уточнить, предполагается ли в ближайшее время оптимизация процесса предъявления к оферте облигаций для физических лиц?

В текущий момент для физических лиц предъявление облигаций к оферте несет доп. затраты в виде комиссии брокеру за эту процедуру. Это снижает привлекательность таких выпусков (с офертой) для физических лиц. В прошлом году представители Московской Биржи анонсировали запуск отдельного режима торгов "предъявление к оферте". Ведется ли такая работа? Когда эти изменения планируются?

Ответ:

В настоящее время, действительно, Московской Биржей ведется работа по внедрению отдельного режима торгов для прохождения оферт «Выкуп: адресные заявки». Основной смысл – прекращение практики прохождения оферт в режиме переговорных сделок который для этого не предназначен, что приводило к искажению рыночных данных и даже могло быть расценено как манипулирование рынком. В этих целях для режима «Выкуп: адресные заявки» была снижена комиссия до уровня 0,0001% х срок до погашения, но не более 0,01% и не более 1800 руб. для каждой сделки. Это тот минимальный уровень, на который надо ориентироваться инвестору. Согласно позиции МБ все затраты, превышающие описанные выше размеры, являются дополнительными комиссиями брокеров.

ВОПРОС № 5

Вклад, несмотря на более низкую процентную ставку, является более надежным инструментом, поскольку он застрахован в АСВ, поэтому риск дефолта перекрывает интерес инвестора к высокой доходности. Планируется ли какой-либо механизм гарантий для инвесторов на случай дефолта по необеспеченным облигациям?

Ответ:

Создание механизма гарантий для инвесторов путем создания коллективных гарантийных систем (аналогично страхованию банковских вкладов) на случай дефолта эмитента по облигациям не рассматривается. Согласно международному опыту риск дефолта эмитента по облигациям не страхуется системами гарантирования, в настоящее время Банк России рассматривает возможность введения гарантийных механизмов от случаев мошенничества брокеров на финансовом рынке.

ВОПРОС № 6

Планирует ли Банк России расширить перечень видов обеспечения по облигациям, если да, то какими видами имущества, рассматривается ли вопрос о возможности floating charge (плавающего обеспечения)?

Ответ:

Банк России планирует расширить перечень имущества, служащего обеспечением по облигациям, в том числе следующими активами: движимое имущество, обездвиженные документарные ценные бумаг, доля в уставном капитале общества. Имущество может заменяться, при этом стоимость обеспечения не может быть меньше суммы обязательств по облигациям.

ВОПРОС № 7

Планируется ли внедрение в России института Social Impact bonds (социальные облигации)?

Ответ:

Данный̆ вопрос прорабатывается. На 2017 год запланирована проработка темы социального инвестирования (Impact Investing), включая тематику экологического ("зеленого") финансирования.

ВОПРОС № 8

Создание Инвестиционной системы Восход является положительным примером взаимодействия государства и бизнеса, для эмитентов и инвесторов она удобна и интуитивна понятна. Будет ли тиражироваться данный опыт на другие регионы?

Ответ:

Деятельность Банка России направлена на обеспечение стабильности и развитие инфраструктуры, повышение степени открытости финансового рынка, расширение возможностей для инвесторов.

Одним из важнейших направлений является дальнейшее развитие технологических сервисов, предоставляемых инвесторам, как на биржевом, так и на внебиржевом финансовом рынке.

В этих целях Банк России поддерживает развитие информационных сервисов, в том числе прорабатываются вопросы, связанные с защитой инвесторов, доступностью к актуальной информации и транспарентностью финансового рынка.

Одновременно сообщаем, что инвестиционная система «Восход» является сервисом, предоставляемым ПАО «Санкт-Петербургская Биржа», которая осуществляет свою деятельность в рамках действующей в России нормативной правовой базы. Тиражирование данного опыта в других регионах является вопросом оперативной деятельности ПАО                «Санкт-Петербургская Биржа».

ВОПРОС № 9

Подскажите, планируется ли принятие мер, направленных на защиту прав инвесторов, по аналогии с защитой прав вкладчиков, например, страхование. Как вариант, страхование ответственности эмитента за неисполнение обязательств. Спасибо!

Ответ:

Создание механизма гарантий для инвесторов путем создания коллективных гарантийных систем (аналогично страхованию банковских вкладов) на случай дефолта эмитента по облигациям не рассматривается. Согласно международному опыту риск дефолта эмитента по облигациям не страхуется системами гарантирования, в настоящее время Банк России рассматривает возможность введения гарантийных механизмов от случаев мошенничества брокеров на финансовом рынке.

ВОПРОС № 10

Согласно положениям Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 гг. предусмотрено развитие «Ценовых центров», которые будут осуществлять деятельность по сбору и обработке информации о стоимости финансовых инструментов. На каком этапе развитие указанные институты?

Ответ:

В настоящее время в Банк России поступило 2 ходатайства на добровольную аккредитацию: от Ценового центра НКО АО НРД и Cbonds Valuation. В настоящее время проводится оценка их методик, бизнес процессов, систем входных и выходных данных и т.д. По соответствующим решениям будут подготовлены пресс-релизы на сайте Банка России в сети Интернет.

ВОПРОС № 11

В случае размещения облигаций, обеспеченных залогом ценных бумаг или недвижимым имуществом, приобретатель облигации вправе претендовать на дивиденды по таким ценным бумагам (в случае их начисления и выплаты), или долю от сдачи недвижимого имущества в аренду (если оно сдается), или иной аналогичный доход?

Ответ:

В соответствии с общей нормой, предусмотренной пунктом 3 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), на полученные в результате использования заложенного имущества плоды, продукцию и доходы залог распространяется в случаях, предусмотренных законом или договором. Поскольку законодательством о рынке ценных бумаг таких случаев не предусмотрено, данный вопрос должен разрешаться в зависимости от наличия соответствующего условия в договоре.

Аналогичный вывод позволяют сделать также специальные нормы, регулирующие отдельные виды залога. Так, согласно пункту 2 статьи 29 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» залогодатель вправе извлекать из имущества, заложенного по договору об ипотеке, плоды и доходы. Залогодержатель не приобретает прав на эти плоды и доходы, если иное не предусмотрено договором об ипотеке. В соответствии с пунктом 1 статьи 358.17 ГК РФ договором залога ценной бумаги может быть предусмотрено осуществление залогодержателем всех прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных заложенной ценной бумагой, либо всех прав, принадлежащих залогодателю и удостоверенных заложенной ценной бумагой, кроме права на получение дохода по ценной бумаге. При отсутствии соответствующих указаний в договоре, удостоверенные акциями права осуществляет залогодатель (акционер) (пункт 2 статьи 358.15 ГК РФ).

Таким образом, по общему правилу залогодержатели (владельцы облигаций) не вправе получать начисленные дивиденды по находящимся у них в залоге акциям, а также доход от сдачи в аренду заложенного недвижимого имущества, однако условиями договора залога может быть предусмотрено иное. На практике условия договора об ином не встречались, а в зарегистрированных решениях о выпуске облигаций, обеспеченных залогом ценных бумаг (облигаций третьего лица), прямо оговаривается отсутствие у владельцев права на получение дохода.

ВОПРОС № 12

Допустимо ли, что облигации, размещаемые по открытой подписке, выпуск которых еще не зарегистрирован, будут предлагаться к приобретению клиентам коммерческого банка, клиентам брокера, оказывающим услуги по будущему размещению облигаций такого эмитента (информация о которых включена в решение о выпуске)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 22.10 Положения Банка России от 11.08.2014          № 428-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» (далее – Стандарты) с момента представления в регистрирующий орган всех документов, необходимых в соответствии со Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, эмитент имеет право предлагать приобрести ценные бумаги их возможным приобретателям при условии, что такие предложения не предназначены для неопределенного круга лиц, а адресованы конкретным лицам. При этом возможным приобретателям должны представляться для ознакомления представленные в регистрирующий орган решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг и проспект ценных бумаг, на титульном листе каждого из которых должен содержаться текст следующего содержания, напечатанный наибольшим из шрифтов, которые использовались для печати остального текста, за исключением названия документа: «Ценные бумаги, указанные в настоящем решении о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (проспекте ценных бумаг), составляют выпуск (дополнительный выпуск), не прошедший государственную регистрацию, в его государственной регистрации может быть отказано. Настоящее решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг (проспект ценных бумаг) может измениться. Сделки с ценными бумагами до государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг запрещены.».

Таким образом, запрет на совершение действий, указанных в вопросе, законодательством о ценных бумагах не предусмотрен.

Одновременно сообщаем, что формально не все облигации подлежат государственной регистрации. Вместо государственной регистрации облигациям, при соблюдении требований Федерального закона «О рынке ценных бумаг», может присваиваться идентификационный номер биржей (биржевые облигации) или центральным депозитарием (коммерческие облигации).

При этом предложение облигаций, которые не регистрировались и которым не присваивался идентификационный номер неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы, также не допускается. Без государственной регистрации или присвоения идентификационного номера не могут быть соблюдены требования к предложению ценных бумаг неограниченному кругу лиц, установленные п. 2 ст. 27.6 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Согласно указанному пункту Федерального закона публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается при одновременном соблюдении следующих условий:

1) регистрация проспекта ценных бумаг, или допуск биржевых облигаций к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;

2) раскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями Федерального закона «О рынке ценных бумаг», или в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, раскрытие информации в соответствии с требованиями организатора торговли.

Законодательство о рекламе содержит аналогичные запреты в отношении доведения информации о ценных бумагах до сведения неопределенного круга лиц (пункты 1 и 6 статьи 29 Федерального закона от 13.03.2006             № 38-ФЗ «О рекламе»).

ВОПРОС № 13

Согласно п. 26.2.5 Положения о стандартах эмиссии № 428-П вместо лица, занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа эмитента, условия выпуска (дополнительного выпуска) облигаций в рамках программы облигаций могут быть подписаны уполномоченным им должностным лицом эмитента.

Каким документом это должно быть оформлено, и следует ли представлять копию приказа, доверенности (нотариальная или нет) в регистрирующий орган?

Ответ:

Специальных правил подтверждения полномочий указанного лица законодательство о ценных бумагах не предусматривает, в связи с чем эмитенту следует руководствоваться общими нормами статьи 185.1 ГК РФ. Поскольку подписание условий выпуска облигаций не относится к сделкам (юридически значимым действиям), указанным в пункте 1 указанной статьи, такая доверенность от имени эмитента выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами (пункт 4 статьи 185.1 ГК РФ), и не требует нотариального удостоверения.

Законодательство о ценных бумагах не предусматривает предоставление в Банк России документов, подтверждающих полномочия лиц, подписавших эмиссионные документы от имени эмитента. Вместе с тем, такое подтверждение может быть запрошено регистрирующим органом в рамках проверки достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, в случае наличия обоснованных сомнений в отношении наличия соответствующих полномочий (например, в случае поступления жалоб, наличия корпоративных конфликтов или судебных разбирательств, связанных с компетенцией органов управления эмитента).

ВОПРОС № 14

Согласно п. 20.18 Положения о стандартах эмиссии № 428-П цена размещения облигаций или порядок ее определения, содержащиеся в решении о размещении указанных ценных бумаг, принятом общим собранием акционеров акционерного общества - эмитента, должны соответствовать цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества - эмитента в соответствии со статьей 77 Федерального закона "Об акционерных обществах" до принятия общим собранием акционеров решения о размещении указанных ценных бумаг.

Т.е. цена размещения (или порядок ее определения) определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества исходя из их рыночной стоимости. Понимается ли под этим обязательная оценка рыночной стоимости независимым оценщиком, или общество может самостоятельно установить расчет для порядка определения такой стоимости? Какие документы следует представлять для подтверждения цены размещения?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 77 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с Законом об акционерных обществах цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Согласно пункту 2 статьи 77 Закона об акционерных обществах привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 Закона об акционерных обществах, а также в иных случаях, если это прямо предусмотрено Законом об акционерных обществах.

Необходимость привлечения независимого оценщика для целей определения советом директоров акционерного общества рыночной стоимости размещаемых облигаций Законом об акционерных обществах не установлена. Требований о предоставлении в регистрирующий орган каких-либо документов, подтверждающих цену размещения облигаций, законодательство о ценных бумагах не содержит.

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 1 статьи 38 Закона об акционерных обществах оплата облигаций, которые не конвертируются в акции общества, осуществляется по цене, которая определяется или порядок определения которой устанавливается единоличным исполнительным органом, если уставом общества решение указанного вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества.

ВОПРОС № 15

Кроме ст. 18 39-ФЗ, в каких еще документах установлены требования к сертификатам облигаций (специальная бумага, водные знаки)?

Ответ:

Дополнительных требований к сертификатам облигаций законодательство о ценных бумагах не устанавливает. При этом обращаем внимание на то, что проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» предусматривается, что эмиссионные ценные бумаги могут быть только бездокументарными, что исключит возможность оформления сертификатов облигаций для их выдачи на руки владельцам.

ВОПРОС № 16

Согласно п. 21.21.5 Положения о стандартах эмиссии № 428-П если предметом залога являются денежные требования решение о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций с залоговым обеспечением должно содержать в т.ч. критерии денежных требований, которые эмитент вправе приобретать без согласия владельцев облигаций за счет находящихся на залоговом счете денежных сумм, или указание на то, что такое право эмитента не предусматривается.

Что подразумевается под критериями денежных требований?

Ответ:

Поскольку указанные требования будут находиться в залоге у залогодержателей (владельцев облигаций) с даты их приобретения эмитентом (пункт 2 статьи 341 ГК РФ), они должны быть описаны аналогично иным требованиям, являющимся предметом залога.

В соответствии с пунктом 21.21.1 Положения о стандартах эмиссии № 428-П, если предметом залога по облигациям является совокупность денежных требований или будущих денежных требований, сведения об обязательствах, из которых вытекают закладываемые денежные требования, и о должниках залогодателя могут быть указаны общим образом, то есть посредством данных, позволяющих индивидуализировать закладываемые денежные требования и определить лиц, которые являются или на момент обращения взыскания на предмет залога будут являться должниками по этим обязательствам. При этом согласно пункту 2 статьи 339 ГК РФ в договоре залога, залогодателем по которому является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, предмет залога может быть описан любым способом, позволяющим идентифицировать имущество в качестве предмета залога на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида.

ВОПРОС № 17

Для коммерческих облигаций необходимо ли составлять отчетность по правилам МСФО или достаточно составить консолидированную отчетность по правилам РСБУ?

Ответ:

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» не устанавливает обязанности эмитента коммерческих облигаций составлять консолидированную финансовую отчетность. Таким образом, при отсутствии иных оснований для составления консолидированной финансовой отчетности, установленных пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», эмитент коммерческих облигаций вправе составлять бухгалтерскую отчетность только по российским стандартам бухгалтерского учета.

Эмитентом должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах на этапах эмиссии коммерческих облигаций, а также положения регламентов НКО АО НРД (далее – НРД). НРД не предъявляет каких-либо требований к финансовому положению или срокам существования эмитента коммерческих облигаций. Вместе с тем, в соответствии с регламентами НРД при открытии эмиссионного счета в целях реализации Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, эмитент обязан предоставить определенный перечень документов (https://www.nsd.ru/ru/services/id). НРД может запросить информацию об объемах готовящейся эмиссии коммерческих облигаций, потенциальных приобретателях, целях привлечения денежных средств путем размещения коммерческих облигаций, а также запросить дополнительные документы и информацию, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, договорами и регламентами.

ВОПРОС  № 18

Заявленная инфляция составляет 4,2% в годовом выражении. Стоимость заемных средств для реального сектора экономики от 12% в Сбербанке до 25% в лизинговых компаниях в годовом исчислении. Покупательская способность при этом падает. Когда начнется снижаться спред между инфляцией и стоимостью заемных средств. И не считаете ли, что данный процесс начинает запаздывать?

Ответ:

Устанавливая процентные ставки по кредитам, кредитные организации принимают во внимание множество факторов:

  • Будущую динамику инфляции. Поскольку кредит выдается на определенный срок, то при установлении ставки важна не текущая динамика инфляции, а ее будущая динамика. Компании и банки, функционировавшие долгое время в условиях высокой инфляции, могут закладывать более высокую инфляцию, чем ее текущий уровень. Именно поэтому Банк России принимает меры не просто по разовому достижению инфляцией цели 4%, но по ее закреплению на данном уровне. Это будет способствовать постепенному снижению инфляционных ожиданий и, соответственно, ставок по кредитам небанковских организаций и банков.
  • Уровень ключевой ставки. Для закрепления инфляции на уровне 4% Банк России придерживается умеренно жесткой денежно-кредитной политики, снижает ключевую ставку постепенно с учетом всех рисков. В настоящее время (май 2017 года) ключевая ставка находится на уровне 9,25%.

Риски предоставления кредита заемщикам. Хотя ситуация с просроченной задолженностью последнее время улучшается, она все еще находится на высоком уровне. Поэтому банки и небанковские организации продолжают придерживаться осторожной кредитной политики. Для кредитов с высоким риском банки и компании устанавливают более высокий уровень ставок. По мере улучшения ситуации в экономике ожидается снижение рисков и, соответственно, ставок по кредитам.

ВОПРОС № 19

Какие уровни рейтингов будут установлены с 14.07.2017 для целей инвестирования пенсионных накоплений и расчета размера собственных средств УК?

Ответ:

Необходимые уровни кредитных рейтингов для целей применения Положения Банка России от 25.12.2014 № 451-П и Указания Банка России от 19.07.2016 № 4075-У устанавливаются соответствующими решениями Совета директоров Банка России.

В соответствии с нормами Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ 14 июля 2017 года истекает переходный период, в течение которого в отношении российских объектов рейтинга Банк России вправе применять кредитные рейтинги, присвоенные иностранными кредитными рейтинговыми агентствами, в связи с чем в настоящее время пересматриваются, в том числе решения Совета директоров Банка России об использовании кредитных рейтингов.

При этом до принятия Советом директоров Банка России соответствующих решений полагаем преждевременным указывать конкретные уровни кредитных рейтингов, которые будут установлены для целей инвестирования пенсионных накоплений и расчета размера собственных средств управляющих компаний.

Дополнительно отмечаем, что Банк России разделяет обеспокоенность участников финансового рынка и в целях обеспечения стабильности функционирования финансового рынка не планирует устанавливать ограничения, которые потребуют срочной распродажи активов негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний, а также замены их на другие активы с иными рейтингами.

× Закрыть