Дальневосточный федеральный округ

Конференция по теме: «Инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», г. Владивосток 5-6 июня 2017 года

Банк России обсудил с представителями дальневосточного бизнеса и органами власти альтернативный способ привлечения инвестиций. О достоинствах и недостатках выпуска ценных бумаг, а также об их преимуществах перед банковскими кредитами поговорили на конференции «Инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», которая прошла 5-6 июня 2017 года во Владивостоке на о. Русском.

Главной темой обсуждения стали облигации. Именно развитие рынка облигаций является одной из стратегических задач Банка России, обозначенных в «Основных направлениях развития финансовых рынков на период 2016-2018 годов». Кроме того, растет интерес к этому инструменту представителей как крупного федерального бизнеса, так и региональных предприятий.

По словам начальника Дальневосточного ГУ Банка России Сергея Белова, необходимость широкого обсуждения альтернативных инструментов финансирования развития бизнеса в Дальневосточном федеральном округе уже назрела.

«Актуальность темы обусловлена теми задачами, которые сегодня поставлены руководством страны перед нашим регионом, – подчеркнул, открывая мероприятие, Сергей Белов. – Это, в первую очередь, ускоренное экономическое развитие, реализация многочисленных инвестиционных проектов, поддержка предпринимательства, повышение уровня жизни населения. При этом ключевая роль в развитии региона отводится локомотиву любой экономики – бизнесу, который не может расти без доступных финансовых ресурсов».

Как рассказала директор Департамента развития финансовых рынков Банка России Елена Чайковская, основу облигационного рынка на сегодняшний день составляют корпоративные облигации, которые выпускают и размещают на бирже крупные компании. Расширить спектр участников рынка, разнообразить его географию в силу более активного участия регионов, привлечь частных инвесторов – актуальные задачи Банка России.

«Мы начали серию выездных конференций, чтобы на местах поговорить о том, какие существуют проблемы и перспективы для конкретных инструментов, – объяснила Елена Чайковская. – Зачастую главная проблема – ментальная, всегда трудно сделать первый шаг. Наша миссия в том, чтобы доступно рассказать про облигации потенциальным участникам, оказать им квалифицированную консультационную поддержку».

Участники конференции отметили, что развитие рынка облигаций будет иметь свои «плюсы» для всех сторон: крупные предприятия получат более «дешевое» финансирование, высвободившиеся ресурсы банков станут доступнее для малого и среднего бизнеса, а население сможет использовать облигации в качестве альтернативного способа вложения своих средств и получения дополнительного дохода.

По словам руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению финансовых услуг Банка России Михаила Мамуты, современный финансовый рынок предоставляет широкий спектр услуг любому, в том числе и недостаточно квалифицированному инвестору. И именно проблема недостаточной финансовой грамотности инвесторов зачастую становится причиной их разочарования в том или ином инструменте.

«Мы можем диверсифицировать источники финансирования, но надо быть уверенными, что участники рынка с ними «на ты», – отметил Михаил Мамута. – Поэтому говоря о развитии рынка облигаций, мы говорим и о той работе, которую нужно проделать в части повышения уровня финансовой грамотности населения. Это, конечно, не панацея от проблем, но необходимо, чтобы человек понимал причину и следствие тех или иных событий, а значит, вкладывал свои деньги более рационально».

В рамках конференции все участники смогли не только послушать выступления спикеров, но и задать свои вопросы, высказать предложения и пожелания, связанные с планами по развитию рынка и работой мегарегулятора. Мнения участников будут учтены Банком России при принятии запланированных решений и разработке новых инициатив.

В конференции приняли участие представители центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений, органов государственной власти Дальневосточного федерального округа, участники финансового рынка, представители реального сектора экономики и региональных институтов развития Дальнего Востока.

Информация о конференции в СМИ:

http://vestiprim.ru/news/ptrnews/50958-chto-takoe-rynok-cennyh-bumag-i-kak-on-rabotaet.html

http://novostivl.ru/msg/23921.htm

Вопросы/ответы участников конференции

ВОПРОС № 1

Куда могут обратиться региональные эмитенты, желающие привлечь денежные средства путем размещения облигаций в объеме 50-100 млн. рублей?

Ответ:

Если речь идет о технической стороне вопроса, то эмитенту можно обратиться к консультантам или (при наличии соответствующих компетенций) осуществить процедуру выпуска самостоятельно. Если речь идет о необходимости привлечения инвесторов, то следует обратиться к профессиональным организаторам выпусков облигационного займа.

ВОПРОС № 2

Возможно ли применить программу облигаций к объему 3 млрд. рублей зарегистрировав их в Территориальных учреждениях Банка России, а потом в упрощённом порядке разместить 3-4 выпуска?

Ответ:

В настоящее время вопрос о том, куда подавать документы на регистрацию программы облигаций, не урегулирован. Однако учитывая, что программа – это первая часть решения о выпуске, полагаем, что регистрация программы облигаций объемом в 3 млрд. рублей должна осуществляться Департаментом корпоративных отношений Банка России.

В новой редакции Положения о разграничении полномочий между структурными подразделениями Банка России – программы будет регистрировать Департамент корпоративных отношений Банка России.

ВОПРОС № 3

Возможна ли передача регистраторам части функций Банка России по регистрации небольших выпусков облигаций, размещаемых по закрытой подписке, 10-15 млн. рублей?

Ответ:

Центральный депозитарий может присваивать идентификационный номер выпускам облигаций, размещаемым по закрытой подписке, в том числе небольшим. Наделять аналогичными полномочиями регистраторов на данный момент нецелесообразно.

ВОПРОС № 4

Возможно ли увеличение суммы выпусков облигаций, которые могут регистрировать Территориальные учреждения Банка России, до 3-5 млрд. рублей? Предложение: собрать перечень нормативных документов по выпуску и обслуживанию облигаций в одном документе.

Ответ:

Банк России планирует увеличить объем выпусков облигаций, регистрируемых Территориальными учреждениями, до 3 млрд. рублей.

ВОПРОС № 5

Какие основные риски, которые не позволят реализовать в 2017 году мероприятия, заявленные в презентации «Процедура выпуска и обращения корпоративных облигаций: текущее состояние и планируемые изменения в разделе “To be”?

Ответ:

Основной риск – возможная задержка с приятием или отклонение Госдумой Проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг.

ВОПРОС № 6

Особенности размещения субфедеральных облигаций среди населения. Примеры по субъектам РФ.

Ответ:

Процедура эмиссии и особенности обращения субфедеральных облигаций регулируются Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Данные вопросы находятся в компетенции Минфина России и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего размещение облигаций.

ВОПРОС № 7

Процедуры присвоения национального рейтинга при выпуске и размещении облигаций регионом (обязательность наличия рейтинга для эмитента-субъекта РФ).

Ответ:

Нет обязательного требования о наличии рейтинга для регистрации эмиссии. Процедура присвоения кредитного рейтинга определяется рейтинговым агентством. Для расширения круга потенциальных институциональных инвесторов необходимо наличие рейтинга. В частности, наличие рейтинга обязательно для включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России (ст. 3 ч. 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).

ВОПРОС № 8

Смогут ли кредитные потребительские кооперативы после перехода на единый план счетов размещать средства резервного фонда в государственные ценные бумаги (согласно Указанию Банка России от 24.09.2015 № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов») в Банке России, а не в кредитных организациях - банках?

Ответ:

Порядок размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов в настоящее время регулируется Указанием Банка России от 24.09.2015 № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов» (далее – Указание).

Руководствуясь пунктом 4 Указания, размещение средств резервных фондов кредитных кооперативов допускается в активы, предусмотренные Указанием. К таким активам, согласно пунктам 1.1. – 1.3. Указания отнесены:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • депозиты и банковские счета в российских кредитных организациях в случае наличия у кредитных организаций генеральной лицензии Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций и присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России;
  • займы кредитным кооперативам второго уровня в случае наличия у кредитного кооператива второго уровня присвоенного кредитного рейтинга не ниже нижней границы уровня, установленного Советом директоров Банка России.

Переход на единый план счетов не изменяет действующий порядок размещения средств резервных фондов кредитных кооперативов в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

ВОПРОС № 9

Какие параметры входа на российский долговой рынок для небольших предприятий (комиссия агентов, ставка купона)? Планируются ли в будущем какие-то послабления, либо дифференциация стоимости в зависимости от размеров предприятия?

Ответ:

Параметры облигационного займа определяются эмитентом самостоятельно, исходя из текущей рыночной ситуации и существующих потребностей в заемных средствах.

Вместе с тем стоит отметить, что комиссия агентов зависит от множества параметров и в основном ее размер определяется индивидуально (по отношению к каждому конкретному предприятию) в ходе переговоров. Учитывая отсутствие монополии на рынке организаций, оказывающих услуги по выпуску облигационных займов, возможность получения конкурентного предложения весьма велика.

Размер комиссии не регулируется Банком России и устанавливается агентом самостоятельно.

ВОПРОС № 10

Вклад, несмотря на более низкую процентную ставку, является более надежным инструментом, поскольку он застрахован в АСВ, поэтому риск дефолта перекрывает интерес инвестора к высокой доходности. Планируется ли какой-либо механизм гарантий для инвесторов на случай дефолта по необеспеченным облигациям?

Ответ:

Создание механизма гарантии для инвесторов путем создания коллективных гарантийных систем (аналогично страхованию банковских вкладов) на случай дефолта эмитента по облигациям не рассматривается. Согласно международному опыту риск дефолта эмитента по облигациям не страхуется системами гарантирования, в настоящее время Банк России совместно с профессиональным сообществом рассматривают возможность введения гарантийных механизмов от случаев мошенничества брокеров на финансовом рынке

Материалы

Программа конференции

Облигации как способ привлечения финансирования

Процедуры выпуска и обращения корпоративных облигаций текущее состояние и планируемые изменения

Размещение облигаций на Московской Бирже как способ привлечения финансирования для развития бизнеса

Новые возможности на рынке привлечения капитала

Жизнь эмитента после выпуска облигаций

Инструменты рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций

Выпуск облигаций субъектами РФ и муниципальными образованиями (Газпромбанк)

Выпуск облигаций субъектами РФ и муниципальными образованиями (Совкомбанк)

Госдолг и облигационные займы Республики Саха(Якутия)

Выпуск облигаций корпоративными заемщиками. Требования инвесторов к эмитентам

Требования страховых компаний к долговым инструментам

Лучшие российские практики реализации государственно-частного партнерства с привлечением средств НПФ через инструмент концессионных облигаций

Концессионные облигации как основа формирования рынка долгосрочных институциональных инвестиций в инфраструктуру

Опыт эмиссии внебиржевых облигаций для развития жилищно-коммунальной сферы Республики Саха (Якутия)

Присвоение кредитных рейтингов эмитентам и выпускам ценных бумаг

Кредитные рейтинги нефинансовых компаний Эксперт РА

Инвесторы в поисках доходности

Центральный депозитарий механизм выпуска коммерческих облигаций

Практика выпуска коммерческих облигаций

Рынок облигаций - следующий HYPE на финансовом рынке России

Защита прав инвесторов. Поведенческий надзор

Панельная сессия «Облигации как способ привлечения финансирования» в рамках III Восточного экономического форума, г. Владивосток 6-7 сентября

6-7 сентября 2017 года в городе Владивостоке состоялся Восточный экономический форум с участием первых лиц Российской Федерации и других стран мира.

В рамках форума Банк России при участии первого заместителя Председателя Банка России Швецова С.А. и директора Департамента развития финансовых рынков Чайковской Е.В. провел панельную сессию «Облигации как способ привлечения финансирования».

На панельной сессии обсуждались вопросы развития рынка облигаций в восточных регионах Российской Федерации. Основным вектором дискуссии стали вопросы: как государство может помочь потенциальным эмитентам; какие барьеры, препятствующие развитию рынка облигаций, существуют; как повысить привлекательность для иностранных (азиатского региона) инвесторов российского облигационного рынка.

В панельной сессии приняли участие потенциальные и действующие эмитенты восточных регионов, представители федеральной и региональной власти, российские и иностранные инвесторы, представители инвестиционных банков – организаторов.

× Закрыть