• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Регулирование деятельности системно значимых инфраструктурных организаций

Регуляторные требования к деятельности центрального контрагента

Центральный контрагент (далее — ЦК) является инфраструктурной организацией финансового рынка, которая обеспечивает клиринг и расчеты, а также гарантирует выполнение обязательств на рынках, которые он обслуживает (валютный, фондовый, срочный и товарные рынки). ЦК является стороной по заключаемым участниками рынка договорам, что позволяет минимизировать кредитный риск контрагента. Наличие ЦК стало неотъемлемой и обязательной частью архитектуры финансовых рынков во всем мире. Как следствие, международные организации разработали специальные стандарты деятельности ЦК.

В 2015 году Банк России инициировал работу по реформированию института ЦК, итогом которой стало выделение ЦК в качестве отдельного вида небанковской кредитной организации и формирование обособленной модели регулирования деятельности ЦК, учитывающей специфику его деятельности.

В рамках нового законодательства в отношении ЦК внедрен риск-ориентированный подход к регулированию, наблюдению и надзору за его деятельностью, установлены единые требования к организационно-правовой форме ЦК (небанковская кредитная организация — центральный контрагент), расширены его операционные возможности, закреплена система дефолт-менеджмента, а также введены нормы, направленные на обеспечение непрерывности его деятельности.

Регуляторные требования к деятельности репозитария

В рамках совершенствования регулирования репозитарной деятельности Банком России изданы нормативные акты:

Созданная в результате реформы нормативная база получила наивысшую оценку по итогам проведенной в 2016 году Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов и Международной организацией комиссий по ценным бумагам оценки соответствия национального законодательства Принципам для инфраструктур финансового рынка.

Порядок признания иностранных ЦК

В целях реализации договоренностей, достигнутых на Питтсбургском саммите стран Группы 20, государства-участники должны ввести в свое национальное законодательство требование об обязательном централизованном клиринге производных финансовых инструментов (далее — ПФИ).

В этой связи Банком России разработан проект федерального закона (далее — Законопроект), направленный на реализацию возможности осуществления обязательного централизованного клиринга внебиржевых производных финансовых инструментов (далее — ПФИ) с участием российского центрального контрагента (далее — ЦК) при совершении участниками финансового рынка трансграничных сделок.

Законопроект разработан с учетом актуального международного опыта. Так, порядок и условия признания иностранных ЦК в Европейском Союзе (далее — ЕС) содержатся в Регламенте Европейского союза № 648/2012 от 04.07.2012 «О внебиржевых деривативах, центральных контрагентах и торговых репозитариях» (далее — EMIR). В Преамбуле к EMIR указывается, что ЕС стремится к тому, чтобы положения EMIR имплементировались в законодательство других юрисдикций схожим образом, что позволит исключить возможные дублирующие правила. Одним из способов выполнения данной задачи EMIR называет решения об эквивалентности законодательства, осуществления надзора и правоприменения.

В настоящее время Российская Федерация соответствует заявленным в EMIR условиям, за исключением требования о наличии в законодательстве условий и порядка признания иностранных ЦК, эквивалентных положениям EMIR, а также требования о наличии соглашения о сотрудничестве между регуляторами.

В связи с изложенным Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» положениями в части условий и порядка признания иностранных ЦК, оснований отказа в признании иностранного ЦК, а также оснований прекращения действия такого признания.

Законопроектом воспринят распространенный в мировой практике подход, предполагающий, что орган государства, признавшего иностранного ЦК, не имеет надзорных полномочий в отношении данного лица, поэтому он полагается на надзор, осуществляемый регулятором соответствующего иностранного государства.

Урегулирование несостоятельности ЦК

Мировой финансовый кризис 2008–2009 годов показал, что значимый вклад в стабильность финансового рынка вносят центральные контрагенты — инфраструктурные организации, которые берут на себя риск неисполнения обязательств по сделкам, заключаемым участниками финансового рынка (как биржевыми, так и, в ряде случаев, внебиржевыми).

Задача обеспечения непрерывности функционирования центральных контрагентов находится в фокусе центральных банков и иных регулирующих органов в течение нескольких последних лет. Особенно важным является обеспечение непрерывности деятельности центрального контрагента в кризисных условиях.

Урегулирование несостоятельности (resolution) центрального контрагента призвано обеспечить непрерывность его функционирования и оказания им критически важных для функционирования финансового рынка услуг, когда, по мнению регулирующего органа, существует угроза наступления несостоятельности центрального контрагента. Такая угроза может возникнуть, например, в связи с невозможностью клиентов центрального контрагента исполнить свои обязательства, например, в условиях высокой волатильности на финансовом рынке.

В рамках урегулирования несостоятельности регулирующий орган временно осуществляет оперативное управление деятельностью центрального контрагента в целях урегулирования обязательств клиентов — должников. Банк России в настоящее время также разрабатывает методологическую основу процедуры урегулирования несостоятельности центральных контрагентов, включая инструменты, которые могут быть использованы с этой целью.

Ответственное структурное подразделение: Департамент противодействия недобросовестным практикам
Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 21.03.2020