Новые разъяснения
Ответ
от 22.09.2025 № 220-I-2025/2
Подходы в части исключения требований из кодов 8655.i/8656.i по сравнению с нормами Инструкции
Банк просит разъяснить порядок включения в расчет показателя Крз норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) требований по получению начисленных (накопленных) процентов (дисконтов, комиссий) по кредитным требованиям, возникшим:
- со дня вступления в силу Инструкции Банка России
- до 18 августа 2025 года.
Ответ
от 22.09.2025 № 220-I-2025/1
В расчет показателя Крз включаются требования по получению начисленных (накопленных) процентов (дисконтов, комиссий) по кредитным требованиям, возникшим со дня вступления в силу Инструкции Банка России
В расчет Крз не включаются проценты (комиссии, дисконты), если кредитное требование возникло на балансе банка до 18 августа 2025 года, а требование по получению процентов, комиссий, дисконтов – после 18 августа 2025 года.
Вместе с тем банки могут использовать более консервативный подход и включать в расчет показателя Крз требования по получению начисленных (накопленных) процентов (дисконтов, комиссий) по кредитным требованиям, возникшим до 18 августа 2025 года, если для банка данный подход является оптимальным, например, в целях снижения издержек при настройке программного обеспечения.
РНКО осуществляет расчет обязательных нормативов в соответствии с Инструкцией
Расчет обязательных нормативов РНКО производится с применением стандартного подхода.
РНКО спрашивает, следует ли для расчета обязательных нормативов РНКО с 18.08.2025 применять стандартный подход, перенесенный из Инструкции №
Ответ
от 16.09.2025 № 207-I-2025/1
Порядок расчета обязательных нормативов РНКО, предусмотренный Инструкцией
В Инструкцию
1. Необходимо ли КО уменьшать капитал на величину сформированных резервов на возможные потери по НЗА?
2. Необходимо ли КО исключать из капитала величину неполученных процентных доходов, которые начислены по НЗА?
3. Необходимо ли КО исключать из капитала суммы корректировок и переоценок, увеличивающих (уменьшающих) балансовую стоимость НЗА, по которым резервы формируются в соответствии с Указанием
4. Будут ли на основе данных разъяснений по расчету капитала КО внесены соответствующие изменения в Положение Банка
Ответ
от 30.06.2025 № 646-П-2025/2
1. Да, КО необходимо с даты вступления в силу Указания
2. Да, КО необходимо исключать из капитала величину неполученных процентных доходов, начисленных по НЗА, поскольку они классифицируются в V категорию качества.
3. Да, КО необходимо исключать из капитала суммы корректировок и переоценок, увеличивающих (уменьшающих) балансовую стоимость НЗА, поскольку влияние на капитал будет оказывать величина резервов, формируемых в соответствии с Указанием
4. Да, Банк России планирует в связи с выходом Указания
Банк просит разъяснить порядок отражения невозмещаемых заблокированных активов (далее – НЗА) в форме 0409115 [1], установленной Указанием
Согласно Порядку составления и представления формы 0409115 в строке 4.2.2 раздела 1 отражаются активы (кроме ссуд), классифицированные с учетом принятого уполномоченным органом управления (органом) КО [3] решения о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, а также категории качества актива и (или) категории качества обеспечения в связи с введением мер ограничительного характера.
До конца 2024 года с учетом Информационного письма Банка России [4] уполномоченным органом управления Банка (Правлением) принималось решение не учитывать при вынесении профессионального суждения до 30.12.2024 фактор блокирования по НЗА. Согласно Информационному письму Банка России информация о решениях, принятых в соответствии с ним, и обоснование таких решений было рекомендовано направлять в Банк России (структурное подразделение Банка России) в порядке, установленном пунктом 3.10 Положения Банка России
В настоящее время Банк формирует резерв по НЗА в соответствии с Решением [6], которое определяет минимально допустимый размер резерва, который КО вправе создать по НЗА. В рамках применения Решения уполномоченным органом управления Банка (Правлением) не принималось отдельных решений о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, а также категории качества актива и (или) категории качества обеспечения в связи с введением мер ограничительного характера.
С учетом изложенного, следует ли Банку отражать в строке 4.2.2 раздела 1 формы 0409115 суммы НЗА, резервы по которым формируются в соответствии с Решением, без принятия отдельных решений о неухудшении оценки финансового положения, качества обслуживания долга, а также категории качества актива и (или) категории качества обеспечения в связи с введением мер ограничительного характера?
Ответ
от 23.05.2025 № 6406-U-115-2025/2
Необходимые изменения, устанавливающие порядок отражения в форме 0409115 информации о НЗА и сформированных по ним РВП [7], предусмотрены Указанием
по строкам, по которым указанные активы отражались до их признания НЗА;
и одновременно по строкам 4.1.8, 4.1.8.1 (в части ссудной задолженности), по строкам 4.2.2, 4.2.2.1 (в части активов, не являющихся ссудной задолженностью).
Также отмечаем, что информация об объеме НЗА, сформированных по ним РВП и корректировках РВП до оценочного резерва под ОКУ [9] приводится в пояснительном примечании к форме 0409115.
[1] Отчетность по форме 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)» (далее – форма 0409115).
[2] Указание Банка России
[3] Кредитная организация (далее – КО).
[4] Информационное письмо Банка России от 30.12.2022 № ИН-03-23/160 «О подходах к формированию резервов на возможные потери по заблокированным активам» (продлено до 30.12.2024 согласно Информационному письму от 23.09.2024 № ИН-03-23/53 «О продлении подходов, предусмотренных информационным письмом Банка России 30.12.2022 № ИН-03-23/160») (далее – Информационное письмо Банка России).
[5] Положение Банка России
[6] Решение Совета директоров Банка России от 22.01.2025 «О формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по невозмещаемым заблокированным активам» (далее – Решение).
[7] Резерв(ы) на возможные потери (далее – РВП).
[8] Указание Банка России
[9] Ожидаемые кредитные убытки.
С 01.04.2024 Указание Банка России
1. Подлежит ли применению регулирование, предусмотренное п. 4.2.2 Положения Банка России
2. Должна ли ссуда одновременно удовлетворять всем критериям, приведенным в п. 4.2.2 Положения Банка России
3. Корректно ли включать в расчет показателя иммобилизации текущий размер ссудной задолженности за вычетом сформированного резерва по ссуде пропорционально первоначальному целевому использованию кредита в случае использования заемных средств на различные цели в рамках одного кредитного договора?
4. Можно ли считать размер первоначального взноса по ссуде для целей оценки показателя иммобилизации как сумму фактического первоначального взноса и сумму средств заемщика, направленных на погашение задолженности по ссуде?
Ответ
от 05.02.2024 № 646-Р-2024/2
В части вопросов, изложенных в письме, сообщаем следующее.
По вопросу 1. Регулирование, предусмотренное п. 4.2.2 Положения Банка России
По вопросу 2. Для исключения из расчета показателя иммобилизации ссуда одновременно должна удовлетворять всем критериям, приведенным в п. 4.2.2 Положения Банка России
По вопросу 3. В показатель иммобилизации следует включать вложения банка в объект недвижимости в части, оплачиваемой за счет кредитных средств самого банка (за вычетом резерва, относящегося к этой части).
По вопросу 4. Нет. Размер первоначального взноса по ссуде определяется как отношение суммы первоначального взноса к стоимости приобретаемого актива в момент ее выдачи. При этом в расчет показателя иммобилизации включается часть иммобилизованного актива, в отношении которого задолженность по ссуде, направленной на его приобретение, заемщиком не погашена.
1. Банк планирует привлечь субординированный облигационный заем с плавающей ставкой купона и включить его в состав источников капитала. Размер процентной ставки соответствует предельной величине (ключевая ставка Банка России + 5 %), установленной Решением Совета директоров Банка России от 24.12.2024 «О предельной величине процентной ставки по субординированным инструментам при расчете собственных средств (капитала) кредитных организаций» (далее – Решение СД).
Распространяется ли Решение СД на весь срок обращения субординированных облигаций в целях определения ставки купона для каждого купонного периода?
2. Распространяются ли дополнительные условия п. 1.2 Решения СД на валютные субординированные облигации?
Ответ
от 24.03.2025 № 646-Р-2025/1
1. Подходы, предусмотренные Решением СД в части предельной величины процентной ставки по субординированным облигациям, размещенным в рублях и включенным в состав источников капитала Банка в период с 01.01.2025 по 30.06.2025 включительно, при их соответствии условиям, перечисленным в данном Решении СД, будут распространяться на весь срок обращения таких субординированных облигаций при определении ставки купона для каждого купонного периода.
2. Дополнительные условия п. 1.2 Решения СД (срок обращения субординированных облигаций — не более 7 лет, размещение облигаций по цене не ниже номинальной стоимости и номинал одной облигации — не менее 100 млн руб.) не распространяются на валютные субординированные облигации.
Вправе ли кредитная организация не применять абзац 12 пункта 2.2 Положения Банка России
Ответ
от 06.02.2025 № 611-P-2025/1
В условиях текущей геополитической ситуации и введенных мер ограничительного характера, когда кредитной организации приходится переструктурировать большинство расчетных операций, диверсифицировать и минимизировать риски, связанные с операциями по корреспондентским счетам, открытым в кредитных организациях – нерезидентах, особенно резидентах «недружественных стран», полагаем возможным при вынесении профессионального суждения об уровне риска по требованиям к кредитным организациям – корреспондентам в рамках применения пункта 2.2 Положения Банка России
Банк просит унифицировать источники данных, используемые для отражения сведений об адресе места жительства (регистрации) физического лица:
1. При заполнении реестра обязательств в соответствии с Указанием Банка России
2. При формировании кредитной истории субъекта-физического лица в соответствии с Положением Банка России
3. При идентификации клиента-физического лица и формировании формализованных электронных сообщений в соответствии с Указанием Банка России
1 Положение Банка России
2 Указание Банка России
Ответ
от 15.11.2024 № 4990-U-2024/8
По вопросу 1.
Источником данных для отражения сведений об адресе места жительства (регистрации) вкладчика1 являются записи в паспорте гражданина Российской Федерации или для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, в свидетельстве о регистрации по месту жительства2.
В случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность (далее – ДУЛ) вкладчика-физического лица, отдельных адресообразующих элементов (например, наименование региона, города) места жительства (регистрации) вкладчика, данные сведения могут быть дополнены банком на основании сведений органа регистрационного учета, осуществившего регистрацию такого вкладчика по месту жительства (пребывания), или на основании дополнительной информации, представленной вкладчиком при заключении договора, либо при очередном обращении вкладчика в банк.
В случае несовпадения данных об адресе места жительства (регистрации) вкладчика, заполненных на основании ДУЛ, со сведениями, отраженными в ГАР ФИАС3, банк может при направлении реестра обязательств в Банк России представить дополнительные пояснения (комментарии) об использованных им источниках соответствующей информации.
Одновременно отмечаем, что в целях унификации подходов к фиксации адреса физического лица, используемого для заполнения реестра обязательств и для идентификации клиента4, планируется внести редакционные уточнения в Указание Банка России
По вопросу 2.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона
Указанный порядок устанавливает унифицированные требования к формированию показателей кредитной информации, в том числе технические, что позволяет обеспечить автоматизацию информационного взаимодействия участников финансового рынка и бюро, снизить издержки участников взаимодействия, минимизировать риски некорректного формирования кредитной информации и, как следствие, повысить ее точность и качество, в связи с чем, в частности, сведения об адресе регистрации (жительства) субъекта кредитной истории формируются в виде уникального номера адреса объекта адресации в ГАР ФИАС (по показателю «Номер адреса в ГАР» указываются код населенного пункта, код улицы, код дома (владения), код корпуса и код номера квартиры)7.
Унификация требований к формированию показателей кредитной информации также представляет особую важность для обеспечения возможности участников финансового рынка — пользователей кредитных историй автоматизировать процесс обработки кредитной информации для ее использования в аналитических целях.
Вместе с тем отмечаем, что наряду с формированием показателя кредитной информации «Номер адреса в ГАР» (уникальный номер адреса объекта адресации в ГАР ФИАС) Положением Банка России
В связи с чем дополнение показателей кредитной информации, предусмотренных Положением Банка России
По вопросу 3.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
Согласно абзацу четырнадцатому статьи 3 Федерального закона
С учетом положений части первой статьи 2 Федерального закона №
Вышеприведенная норма в части установления адреса физического лица предусматривает возможность в целях исполнения кредитными организациями требования Федерального закона
Норма абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
Указание Банка России
1 Строка 6 «Адрес места жительства (регистрации)» таблицы 3.1 Раздела I Приложения к Указанию Банка России
2 В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
3 Государственный адресный реестр Федеральной информационной адресной системы (далее – ГАР ФИАС). По общему правилу элементы адреса в Российской Федерации должны соответствовать ГАР ФИАС, что связано с обеспечением выполнения требования статьи 12 Федерального закона
4 В рамках процедуры идентификации клиента, проводимой в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрена возможность получения данных о его месте пребывания (подпункт 1.7 пункта 1 Приложения 1 к Положению Банка России
5 Изменения планируется внести в наименования соответствующих строк реестра обязательств: «Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания», а также в пояснения по заполнению сведений об адресе для почтовых уведомлений.
6 Федеральный закон
7 Пункт 4.3 главы 4 раздела 1 Приложения 3 к Положению Банка России
8 Федеральный закон
Банк просит разъяснить порядок применения пункта 1 Порядка составления формы 0409345 [1] в части порядка включения в расчет транзитных валютных счетов, открываемых в соответствии с пунктом 2.1 Главы 2 Инструкции Банка России
Согласно Инструкции
Остатки денежных средств на транзитных валютных счетах подпадают под определение вклада, приведенного в пункте 2 статьи 2 Федерального закона
Остатки денежных средств на транзитных валютных счетах принадлежат вкладчику согласно пункту 2.2 Главы 2 Инструкции Банка России
В статье 5 Федерального закона
Правильно ли Банк понимает, что остатки денежных средств на транзитных валютных счетах подпадают под действие статьи 5.1 Федерального закона
Ответ
от 05.11.2024 № 6406-U-345-2024/5
Толкование положений Федерального закона
Страхованию в системе страхования вкладов (далее — ССВ) подлежат денежные средства, размещаемые вкладчиками или в их пользу в банке на основании договора банковского вклада или договора банковского счета. Денежные средства, размещенные на банковских счетах (во вкладах), которые подлежат защите в ССВ, устанавливаются Федеральным законом
Транзитный валютный счет открывается банком одновременно с текущим валютным счетом не на основании договора банковского счета, а во исполнение нормативных требований [5] без учета волеизъявления клиента для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций. В связи с этим транзитный валютный счет не является банковским счетом по смыслу статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для целей страхования вкладов банки учитывают денежные средства, образующие остаток на банковских счетах (вкладах) вкладчиков, в связи с чем, денежные средства, находящиеся на транзитных валютных счетах, не подлежат страховой защите ССВ и не включаются в форму 0409345. Указанные денежные средства применительно к рассматриваемой в вопросе ситуации становятся застрахованными в рамках ССВ с момента их зачисления на текущий валютный счет.
[1] Отчетность по форме 0409345 «Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств, размещенных во вклады» (далее – форма 0409345).
[2] Инструкция Банка России
[3] Федеральный закон
(далее – Федеральный закон
[4] Пункт 2 статьи 2, часть 1 статьи 5, статья 5.1 Федерального закона
[5] Пункт 2.1 Инструкции Банка России