• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Индекс прозрачности центральных банков для широкой аудитории

Евстигнеева Алина, Щадилова Юлия

Прозрачность — один из ключевых количественных индикаторов качества коммуникации центральных банков. Чем больше информации о своей политике раскрывает центральный банк, тем более прозрачной считается его коммуникация. В мире существует несколько популярных индексов для оценки прозрачности коммуникации. Однако ни один из них не оценивает прозрачность центробанков для населения. Настоящая работа призвана закрыть этот пробел, что особенно важно в связи с поворотом монетарных властей в сторону большей коммуникации с широкой общественностью. BATI (Broader Audience Transparency Index) оценивает 20 центральных банков развитых и развивающихся стран в соответствии с основными функциями коммуникации с широкой аудиторией (информирование, обучение, обеспечение подотчетности и сигнальная функция).

Всего в индексе 40 критериев, 3 из них — штрафные. Они снижают оценки центральных банков за многословие, усложненный синтаксис и противоречивые сигналы, что может ухудшать диалог с обществом. При составлении критериев BATI мы учли результаты предыдущих исследователей из различных направлений: денежно-кредитной политики, информационной политики государства в широком смысле, маркетинга, бренд-менеджмента и когнитивной психологии. В основе BATI — индикаторы, значение которых было доказано в эмпирических исследованиях или подробно аргументировано в теоретических академических работах.

При оценке критериев индекса мы применяли как стандартный метод экспертной оценки коммуникации с помощью списков, традиционно применяемый при создании индексов прозрачности, так и NLP- и LLM-методы работы с неструктурированными данными. В частности, из 40 критериев индекса 23 определялись с помощью экспертной оценки, 4 — с помощью LLM-моделей, 13 — с помощью машинного текстового анализа.

По результатам оценки коммуникации центральных банков с широкой общественностью, наивысшие значения BATI получили Банк Канады, Банк Англии и Европейский центральный банк. Банк России находится на четвертом месте (17,31 балла из 37 возможных). Он относится к группе банков, которые используют продвинутые практики в коммуникации с населением, но имеют отдельные пробелы в некоторых функциях коммуникации. При этом Банк России обладает лучшими показателями по обучению аудитории (вместе с ФРС США и Резервным банком Австралии). В целом значение индекса BATI заметно выше в развитых странах, чем в развивающихся. Это соответствует выводам исследований о прозрачности центральных банков для профессиональной аудитории. Исключением среди развивающихся стран стал Банк России. По большинству критериев прозрачности для широкой аудитории он ближе к центральным банкам развитых стран.

Научная новизна этой работы — закрытие пробела в части нехватки инструмента оценки усилий центральных банков по повышению прозрачности для широкой аудитории. Предложенный нами индекс BATI оценивает степень усилий центральных банков в рамках каждой из основных функций коммуникации и может подсказать монетарным властям направления для дальнейшего развития своей информационной политики. Кроме того, созданные нами новые инструменты для автоматизированной работы с неструктурированными данными также вносит вклад в литературу.

Ознакомиться с полным текстом исследования

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 28.10.2024