Исследование механизма глубинных потребительских привычек и вариантов финансирования роста государственных расходов
Андреев М.
В данной работе на основе модели общего равновесия для открытой экономики, ориентированной на экспорт, рассмотрены два вопроса.
Первый вопрос заключается в исследовании действия механизма глубинных привычек в экспортирующей экономике. Привычки — это стремление потребителей иметь сегодня схожий с прошлыми периодами уровень потребления, в то время как глубинность привычек означает присутствие такого стремления в отношении каждого из товаров, а не просто всех в целом.
В работе установлено, что наличие глубинных привычек приводит к меньшему сдвигу кривой спроса домохозяйств, что объясняется собственно нежеланием домохозяйств отклоняться от исторического уровня потребления. Пониженная подвижность кривой спроса домохозяйств приводит к пониженной волатильности объемных показателей экономики — выпуска и потребления, — в то время как ценовой показатель — инфляция — проявляет повышенную волатильность в результате суперпозиции двух эффектов, первый из которых связан собственно с движением кривой спроса, а второй — с изменением ценовых показателей экономики в результате экономических шоков (в случае шока условий торговли — изменение обменного курса, а в случае шока государственного потребления — изменение цен в результате изменения потребления государства).
Второй вопрос заключается в сравнении вариантов финансирования увеличения государственных расходов. Показано, что продолжительный шок государственных расходов (при всех рассмотренных вариантах финансирования расходов кроме одного) создает эффект вытеснения в потреблении и выпуске, а быстро затухающий, временный шок — эффект накопления. Различие в действии продолжительного шока и быстро затухающего шока расходов объясняется динамикой свободно располагаемых средств населения. Если шок роста госрасходов быстро затухающий, то производственный сектор реагирует резким непродолжительным ростом спроса на труд, в результате чего доходы и спрос населения растут, краткосрочно стимулируя рост выпуска. В случае продолжительного шока госрасходов производственный сектор реагирует ростом капитальных затрат, а трудовые доходы населения растут незначительно. Если еще при этом свободные располагаемые средства населения снижаются (в силу роста налогов или приобретения государственных облигаций), то потребительский спрос, а за ним и выпуск проседают, нейтрализуя стимулирующее действие спроса со стороны государства.
Показано, что краткосрочный и среднесрочный рост государственного потребления может быть реализован различными вариантами. Однако практически все варианты финансирования приводят к тому, что, увеличивая государственное потребление среднесрочно, государство в силу необходимости (предполагаемой в работе) вернуть уровень долга к начальному уровню в большей мере теряет от снижения потребления на длительных горизонтах. В отношении двух критериев (общественное благосостояние и государственное потребление в долгосрочном периоде) наиболее предпочтительным вариантом финансирования расходов оказывается внешнее финансирование — за счет национального фонда или внешнего долгового рынка. Предпочтительность использования внешнего финансирования объясняется, во-первых, более сильной национальной валютой в период роста госрасходов, что удешевляет импорт как один из факторов производства, а во-вторых, отсутствием падения свободных средств домохозяйств. Оба процесса удерживают потребление домохозяйств и выпуск в положительной области в период роста государственного потребления. Наличие или отсутствие глубинных привычек влияет на количественные показатели вариантов финансирования роста государственного потребления, но не влияет на ранжирование вариантов финансирования.