Художник В.А. Серов
Аверс
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями, вверху – номинал: "ДВА РУБЛЯ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2015 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
слева – рельефный портрет В.А. Серова, справа на втором плане – цветной фрагмент его картины "Девочка с персиками", под ним – даты в две строки "1865-1911", вверху вдоль канта – надпись: "В.А. СЕРОВ".
Авторы
Художник: А.Д. Щаблыкин.
Скульптор: А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).
Оформление гурта: 195 рифлений.
Историко-тематическая справка
Историко-тематическая справка
Серия: Выдающиеся личности России
Художник В.А. Серов
Каталожный номер: 5110-0137
Серов Валентин Александрович (1865-1911) – прославленный русский портретист, один из крупнейших мастеров европейской живописи XIX– начала XX вв. Увековечив свое имя как непревзойденный мастер портретной живописи, Серов оставил не менее значимые работы в жанрах русского пейзажа, графики, книжной иллюстрации, анималистики, исторической живописи.
Первые уроки живописи семилетний Валентин Серов получил у немецкого художника Кеппинга, а с 1875 г. до поступления в класс П.П. Чистякова Петербургской Академии художеств в 1880 г. он учился у И.Е. Репина.
Ранние произведения художника, созданные в 1885-1888 гг. «Волы», «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», часто относят к раннему русскому импрессионизму. Однако основным жанром, которому Серов в дальнейшем посвятил свое творчество, становится портрет. Одним из первых портретов художника был портрет его будущей жены О.Ф. Трубниковой «У окна».
В 1890-е годы Серов много путешествует по России, работая над заказными портретами. К этому периоду относятся портреты итальянских певцов Анджело Мазини, Франческо Таманьо, художников К.А. Коровина, И.Е. Репина, И.И. Левитана, писателя Н.С. Лескова, композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году. Эти картины поразили современников смешением жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.
Официально-парадное произведение Валентина Александровича – портрет великого князя Павла Александровича получило Гран-при Парижской всемирной выставки в 1900 г. Это произведение вместе с портретами М.Ф. Морозовой, С.М. Боткиной, А.Н. Турчанинова, М.Н. Акимовой принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.
Важное место в творчестве Серова занимает тема природы и русской деревни. Наиболее известные картины этого направления – «Октябрь. Домотканово», «Баба в телеге», «Зимой», «Стог сена», «Полоскание белья», «Финляндский дворик», «Стригуны на водопое. Домотканово».
Приобретенный в работе над картинами на крестьянскую тему опыт Серов использовал в своих исторических произведениях. Работы «Выезд на охоту Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на охоту», «Юный Петр I на псовой охоте», «Охота с борзыми» предназначались для издания Кутепова «Царские охоты». В небольшой по размеру темпере «Петр I», исполненной Серовым в 1907 г., в образе Петра I воплощена целая историческая эпоха.
Тихий и скромный по натуре, Серов обладал непререкаемым авторитетом среди мастеров своего времени. Трудно назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.
Умер Серов в возрасте 46 лет от приступа стенокардии.
Источники: информационные ресурсы http://vserov.ru; http://art19.info.