Композитор А.С. Даргомыжский - 200-летие со дня рождения
Аверс
в центре - эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним - надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу - вверху: "ДВА РУБЛЯ", внизу: слева - обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре - дата выпуска "2013 г.", справа - содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
справа на зеркальном поле диска - рельефный портрет А.С. Даргомыжского, под ним - даты в две строки: "1813" и "1869", в левой части диска - образ русалки на фоне речной глади и водяной мельницы, внизу у канта - надпись полукругом: "А.С. ДАРГОМЫЖСКИЙ".
Авторы
Художники: А.В. Бакланов, народный художник России, Л.А. Евдокимова.
Скульптор: Э.А. Тользин.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: 195 рифлений.
Историко-тематическая справка
Памятные монеты Банка России из драгоценных металлов
Серия: Выдающиеся личности России
Композитор А.С. Даргомыжский —
Каталожный номер:
Даргомыжский Александр Сергеевич (2/14.02.1813-5/17.01.1869)- выдающийся русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Как один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством М.И. Глинки и работами «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, по пути которого последовали многие композиторы последующих поколений.
Обучаясь игре на фортепиано, Даргомыжский уже в
десятилетнем возрасте начал пробовать сочинять музыку. В
В 1834 году Даргомыжский встретился с Глинкой. Это знакомство оказалось решающим для Даргомыжского. Если до этой встречи он не придавал серьезного значения своим музыкальным увлечениям, то теперь в лице Глинки он вдруг увидел живой пример художнического подвига.
В конце
В 1844 году композитор уезжает за границу, в крупные музыкальные центры — Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Там он представил свои сочинения европейской публике. Его композиции понравились, и многие газеты отозвались справедливыми похвалами блистательному русскому таланту.
Увлекшись идеей создания национальной русской оперы, Даргомыжский останавливается на социальной драме Пушкина «Русалка», правдиво рассказывающей о трагической судьбе простой крестьянской девушки, обманутой князем. Работая над этой оперой, композитор внимательно изучал все значительное, что было в литературе того времени, — образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Премьера «Русалки» состоялась 16 мая 1856 хода на сцене Петербургского театра. Опера А.С. Даргомыжского «Русалка», так же как «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, стала одним из тех классических образцов, из которых выросла потом вся позднейшая русская национальная оперная школа.
В конце
Опера «Каменный гость», написанная им на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина, явила собой необычайно смелый творческий поиск. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни Лауры — будто островки среди речитативных монологов. Оперу «Каменный гость» Даргомыжский не завершил. Предчувствуя близкую смерть, композитор поручил закончить ее своим более молодым друзьям — Кюи и Римскому-Корсакову. Ими она и была закончена, а затем и поставлена в 1872 году.
Источники: http://www.classic-music.ru/, http://ru.wikipedia.org/.