Храм Тхаба-Ерды, Республика Ингушетия
Аверс
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом "БАНК РОССИИ"), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: "ТРИ РУБЛЯ", внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска "2014 г.", справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
на зеркальном поле диска – рельефное изображение высокого каменного строения под двускатной кровлей, слева – примыкающие к нему остатки стен, вдоль канта – надписи, вверху: "ИНГУШЕТИЯ", внизу: "ХРАМ ТХАБА-ЕРДЫ".
Авторы
Художник: Л.А. Евдокимова.
Скульптор: А.Н. Бессонов.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: 300 рифлений.
Историко-тематическая справка
Историко-тематическая справка
Серия: Памятники архитектуры России
Храм Тхаба-Ерды, Республика Ингушетия
Каталожный номер: 5111-0277
Храм Тхаба-Ерды – один из старейших христианских храмов на территории Российской Федерации, памятник культовой архитектуры. Расположен он в Джейрахском районе Республики Ингушетия, в глубине Ассинского ущелья. Точных документальных свидетельств о времени создания храма не сохранилось. Археологические раскопки, проводившиеся во время реставрации 1969-1971 гг., показали, что начало строительства храма относится к VIII веку. Дошедший до нас вид памятника относится к XIV-XVI вв. и насчитывает четыре строительных периода. Первый этап следует отнести к периоду до VIII века. Об этом свидетельствуют фундаменты, скрытые под апсидой главной церкви. Первоначально построенный храм, видимо, разрушился, и на этом же месте в IX веке он был возведен заново. Отделочные части, барельефы и некоторые детали этого периода, а также восточная часть храма в пределах апсиды, сохранились до наших дней. В процессе реставрационных работ выяснилось, что храм представляет собой трехцерковную базилику. К центральной церкви с северной и южной сторон примыкают боковые церкви. Третий строительный период относится к X-XII вв. Предположительно к этому периоду памятник был значительно разрушен. Были восстановлены стены южной, западной и северной сторон. Церковь в плане не менялась, была восстановлена лишь центральная часть. В этот же период в скульптурную композицию были вставлены элементы X-XII вв.: орнаментированный постамент для модели храма, модель купольного храма и плита с датирующей надписью. Четвертый этап строительства относится к XV-XVI вв. В этом периоде план храма значительно меняется. Внутри к северной и южной стенам главной церкви были пристроены сильно вытянутые пилястры, которые делят зал на четыре части.
В архитектурном плане храм имеет прямоугольную форму. Его длина 17 м, ширина 7,5 м, стены сложены из разнородных камней плотного известняка, мергеля и плит шиферного сланца. Толщина стен колеблется от 80 см до 1 м. Внутри храм разделен тремя высоким арками на четыре неравные части. Наиболее интересной является скульптурная композиция на западном фасаде. Она представляет собой подковообразную арку, в которую вставлены рельефные фигуры. Центральную часть восточной стены занимает небольшое окно, арка-наличник которого опирается на столбик и делит оконное пространство на две равные части. Карнизы и арки храма украшены различными растительными орнаментами и узорами. Архитектурная композиция, орнаментальные и фигурные украшения храма указывают на высокую художественную ценность сооружения.
Источник: буклет Министерства культуры Республики Ингушетия «Храм Тхаба-Ерды», М. Озиев, М. Кодзоев, Магас, 2010.