Исследование инвестиционной грамотности*
* Источник данных: исследование НАФИ по заказу Банка России. Метод: онлайн-опрос (CAWI). Целевая аудитория: жители городов с численностью населения 1 млн и более, старше 18 лет, открывшие и пополнившие хотя бы один инвестиционный счет (договор) или совершившие покупку любого инвестиционного продукта; 2023 респондента, из которых начинающие инвесторы – 624 (31%), остальные инвесторы – 1399 (69%), квалифицированные инвесторы – 103 (5%).
Портрет российского инвестора
Среди инвесторов преобладают мужчины и люди с высшим образованием. Половина инвесторов – в возрасте от 31 до 45 лет. Как правило, это семейные люди (71% в браке или состоят в отношениях, 70% имеют детей). Почти треть инвесторов проживают в Москве (30%), 12% – в Санкт-Петербурге.
Большинство инвесторов работают, более трети из них — служащие или специалисты, а каждый десятый руководит бизнесом. Материальное положение у большинства опрошенных среднее или выше среднего, у квалифицированных инвесторов оно ожидаемо лучше.
Пол, %
Возраст, %
Материальное положение, %
Типы инвестиционных счетов
Среди российских инвесторов наиболее популярным счетом (договором) является брокерский счет, включая ИИС – о его наличии сообщили 61% инвесторов.
Опыт использования инвестиционных инструментов
Самый распространенный инструмент, которым пользуются инвесторы, – это акции российских компаний. Далее с заметным отрывом идут российские государственные облигации. За ними следуют паи ОПИФ, ИПИФ или БПИФ, российские корпоративные облигации и криптовалюта.
Половина опрошенных инвестируют также в нефинансовые активы. Наиболее популярными из них являются покупка золота и драгоценных металлов (24%) и покупка недвижимости с целью дальнейшей выгодной перепродажи или сдачи в аренду (24%). Интерес ко всем видам нефинансовых активов чаще проявляют инвестирующие более полутора лет и молодые инвесторы в возрасте
Цели инвестирования
Наиболее распространенными целями инвестирования являются получение дополнительной прибыли (49%) и более высокой доходности по сравнению с банковскими вкладами (44%). Часть инвесторов выбирали вариант сохранить сбережения от инфляции (41%) – эти респонденты рассчитывают на то, что инвестирование позволит им «обыграть» инфляцию, но, возможно, не до конца осознают риски потери денег при инвестировании. Не имеют определенной цели инвестирования, как правило, респонденты с низким уровнем инвестиционной грамотности (31%) и те, кто не считает себя инвестором (11%).
Стратегии инвестирования
Несмотря на наличие финансовых целей, 45% инвесторов не имеют стратегии (плана) инвестирования, еще 10% затрудняются ответить, есть ли у них такой план. Ожидаемо чаще о наличии стратегии сообщают квалифицированные инвесторы (76%) и респонденты с высоким уровнем инвестиционной грамотности (72%).
Стили инвестирования
Половина инвесторов считают себя «умеренными» инвесторами. К «консервативным» инвесторам себя относят 33% опрошенных, а 8% – к «агрессивным». Практически каждый десятый участник исследования затруднился охарактеризовать свой стиль инвестирования – в основном это начинающие инвесторы.
Доля «агрессивных» инвесторов выше среди мужчин (11% против 4% среди женщин) и инвесторов моложе 30 лет (16%). Доля «консервативных» – среди инвесторов старше 45 лет (38%). Доля «умеренных» – среди женщин (52% против 47% среди мужчин), инвесторов в возрасте
Доля вложенных средств, которую инвесторы готовы потерять
Подавляющее большинство инвесторов одномоментно готовы потерять до 25% вложенных средств. Более рискованные стратегии (готовность потерять более 25% вложений) характерны для небольшого числа участников исследования (11%). Этот показатель ожидаемо связан со стилем инвестирования: «агрессивные» инвесторы чаще готовы потерять большую часть вложенных средств, тогда как большинство «консервативных», как правило, готово потерять до 10% вложений.
Отношение к использованию заемных средств при инвестировании
Половина опрошенных инвесторов (52%) считают необходимым сначала накопить подушку безопасности, прежде чем начинать инвестировать. Значительная доля респондентов (44%) не считают необходимым сформировать финансовый резерв перед инвестированием, что говорит о недостаточном понимании рисков инвестиционной деятельности.
Тестирование для неквалифицированных инвесторов
Среди опрошенных 38% инвесторов имеют опыт прохождения тестирования для неквалифицированных инвесторов перед приобретением сложных финансовых инструментов. Исследование показало, что тестирование играет важную роль в повышении осознания рисков: 30% прошедших тестирование указали, что после первой неудачной попытки прохождения приняли решение дополнительно изучить финансовый инструмент перед приобретением, 29% – что само прохождение процедуры заставило их задуматься о сложности приобретаемого финансового инструмента. Часть инвесторов (12%) после одной или нескольких неудачных попыток тестирования передумали приобретать сложный продукт.
Источники знаний об инвестициях
Основные источники информации для принятия инвестиционных решений – это телеграм-каналы и социальные сети (37%), обсуждения со знакомыми (30%), рекомендации блогеров (29%). Это может стать причиной искажений, а также манипуляций со стороны недобросовестных советчиков.
Профессиональную аналитику или сайт Банка России используют примерно четверть инвесторов. Еще реже они проходят какие-либо обучающие курсы, причем обычно это курсы у брокера, а платят за свое обучение всего 11%. Столько же действующих инвесторов вообще признались, что не разбираются в теме инвестиций.
Индекс инвестиционной грамотности
В ходе исследования был предложен инновационный подход к обобщению данных в виде индекса инвестиционной грамотности, который отражает способность инвесторов принимать взвешенные решения относительно размещения своих средств с учетом рисков и возможных доходов. Данный индекс в результате исследования составил 14,79 балла из 25 возможных. Большинство опрошенных инвесторов имеют средний уровень инвестиционной грамотности (66%), еще 29% соответствуют высокому уровню. Низкий уровень инвестиционной грамотности выявлен у 5% опрошенных инвесторов.
Что важно – исследование показало высокую заинтересованность инвесторов в улучшении своих знаний и стремление к самосовершенствованию в этой сфере: 75% заявили о планах повышать уровень своих знаний в области инвестирования в ближайший год; чаще об этом сообщали молодые инвесторы.