• Весь сайт
Весь сайт
закрыть

Годовой отчет Государственной корпорации АРКО за 1999 год

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ «АГЕНТСТВО
ПО РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
ЗА 1999 ГОД

Введение

I. Этапы деятельности Агентства в 1999 году

II. Реструктуризация кредитных организаций

III. Организационная и методическая деятельность Агентства

IV. Основные итоги деятельности Агентства в 1999 году

Приложение:

Перечень кредитных организаций, обследование которых было проведено Агентством в 1999 году

Основные показатели деятельности ряда банков, находящихся под управлением Агентства

Баланс государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» на 1 января 2000 года

Отчет о прибылях и убытках государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года

Отчет об использовании прибыли государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года

Аудиторское заключение независимой аудиторской фирмы

Введение

Годовой отчет государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее по тексту — Агентство), ежегодно составляемый в соответствии со статьей 42 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», содержит детальное описание направлений деятельности Агентства, анализ осуществления им мероприятий по реструктуризации кредитных организаций и финансовую отчетность Агентства.

Годовой отчет Агентства служит базой для обеспечения контроля за его работой со стороны исполнительной и законодательной власти. Он играет важную роль в информировании общественности о действиях Агентства, предпринятых им на протяжении отчетного года и направленных на достижение поставленной перед Агентством цели.

В соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» целью деятельности Агентства является осуществление комплекса мер к находящимся под его управлением кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на проведение процедур их ликвидации.

Конкретные задачи Агентства в 1999 году вытекали из положений указанного Федерального закона и заключались в преодолении банковской системой последствий финансового кризиса августа—сентября 1998 года.

В ноябре 1998 года Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) одобрили документ «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации» и приняли заявление «О реструктуризации кредитных организаций». В указанных документах было объявлено о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций, определены основные принципы реструктуризации банковской системы, выделены группы банков, в отношении которых предполагается участие государства в осуществлении мероприятий по их финансовому оздоровлению. В качестве таких банков были названы региональные банки, которые должны стать «опорными» для дальнейшего развития регионов и банковской системы, и отдельные крупные системообразующие банки.

На начальном этапе Агентство было создано в виде небанковской кредитной организации как открытое акционерное общество с уставным капиталом в 10 млрд. руб. Учредителем Агентства выступил Российский фонд федерального имущества.

Агентство приступило к работе 22 марта 1999 года, с момента получения лицензии Банка России. Первоначально, не имея необходимых властных полномочий, Агентство осуществляло процедуры реструктуризации, основываясь на добровольных соглашениях с банками и их учредителями.

13 июля 1999 года Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» Агентство и его деятельность были реформированы. Основным принципом работы Агентства стало осуществление принудительных мер по реструктуризации банков. Из акционерного общества Агентство было преобразовано в некоммерческую организацию в форме государственной корпорации.

В своей деятельности Агентство руководствуется следующими принципами:

минимизация государственных расходов за счет создания и использования эффективного механизма реструктуризации кредитных организаций и реинвестирования на эти цели прибыли Агентства;

самостоятельность Агентства в выборе и реализации процедур реструктуризации кредитных организаций;

открытость и прозрачность процедур деятельности Агентства;

единство подхода к осуществлению реструктуризации кредитных организаций, ее проведение в соответствии с четкими критериями, регламентами и детально проработанными процедурами;

проведение реструктуризации кредитных организаций в интересах их кредиторов, и в первую очередь вкладчиков, обеспечение сохранности их средств;

максимальное использование при реструктуризации существующей инфраструктуры рынка;

формирование высокого профессионального уровня работников, создание системы постоянного повышения их квалификации, поощрения работников в зависимости от результатов труда, позволяющей обеспечить добросовестное выполнение служебных обязанностей.

I. Этапы деятельности Агентства в 1999 году

Осуществление процедур добровольной реструктуризации (март—июль 1999 года)

Советом директоров Агентства 2 марта 1999 г. была утверждена Программа деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций.

Данной Программой определялись основные подходы участия Агентства в процедурах финансового оздоровления банков. Было установлено, что принятие решений о дальнейшей деятельности реструктурируемых банков осуществляется на основе комплексного анализа их финансового положения.

Необходимым условием участия Агентства в программе финансового оздоровления банка было согласие его участников (учредителей) на переход банка под управление Агентства, в том числе путем продажи контрольного пакета акций (долей), и приобретение Агентством возможности определять решения, принимаемые банком.

При принятии решений учитывались такие факторы, как наличие в банке значительной доли бюджетных счетов, способность банка осуществлять текущие налоговые платежи, возможность расширения клиентской базы.

Агентством были разработаны критерии отбора банков и регионов, требующих первоочередных действий по реструктуризации. Это позволило сконцентрировать усилия Агентства на «болевых точках» банковской системы.

Приоритетом для Агентства стала работа с банками, доля которых на рынке банковских услуг Российской Федерации или на рынке банковских услуг субъекта Российской Федерации является существенной по сравнению с долями иных банков.

Агентством были определены регионы, в которых сложилась наиболее неблагоприятная обстановка в финансово-банковском секторе и где разрушение платежно-расчетной системы существенным образом повлияло на возникновение проблем в платежной системе страны. В качестве показателя для отбора регионов, в которых деятельность Агентства начинается в первую очередь, был избран суммарный объем платежных документов клиентов, предъявленных к корреспондентским счетам банков, действующих в регионе, и не исполненных из-за недостатка средств у банков.

После этого в каждом регионе были выделены банки, генерирующие основные платежные проблемы региона, и проведен анализ их финансового состояния. Для банков были утверждены следующие критерии для участия Агентства в программах их финансового оздоровления:

объем привлеченных банком средств юридических и физических лиц — резидентов — не менее 10 процентов суммы, привлеченной банками, действующими на территории данного региона;

доля кредитов, предоставленных банком в народное хозяйство региона, — не менее 30 процентов валюты баланса банка.

Из группы проблемных банков в каждом регионе были отобраны кредитные организации, соответствующие указанным выше критериям, реструктуризация которых позволила бы восстановить платежно-расчетную систему региона.

По результатам проведенного исследования в качестве приоритетных для проведения процедур реструктуризации Советом директоров Агентства были определены: Кемеровская, Воронежская, Ярославская, Самарская области, Приморский и Красноярский края, Свердловская, Амурская, Курганская, Калининградская, Костромская, Кировская, Томская, Ивановская области, а также г. Москва и Московская область.

Агентство составило план-график проведения обследований банков из указанных регионов. В ходе его выполнения Агентство за 3 месяца своей работы до принятия Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» провело переговоры и рассмотрело документы по реструктуризации 46 кредитных организаций.

По ряду обследуемых регионов Агентство не получило согласия банков на добровольную реструктуризацию. В этой связи по решению Совета директоров Агентства перечень субъектов Российской Федерации, в которых проводится работа по реструктуризации банков, был расширен с учетом списка регионов, слабо обеспеченных банковскими услугами, подготовленного Банком России. Всего было получено согласие 28 кредитных организаций на участие Агентства в их реструктуризации.

В результате отбора предложенных проектов Советом директоров Агентства были приняты решения об участии Агентства в реструктуризации 17 кредитных организаций из 9 регионов Российской Федерации. По ним подписаны и реализуются Генеральные соглашения между Агентством, банками и их учредителями. Эти соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при выполнении планов реструктуризации.

В последующем реализация двух проектов была прекращена: проекты реструктуризации Промстройбанка России (в связи c отзывом лицензии Банком России) и АКБ «Хованский» (в связи с последующим отказом банка от сотрудничества с Агентством).

Переход на применение процедур принудительной реструктуризации
(июль—декабрь 1999 года)

Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций» определил статус Агентства как некоммерческой организации, действующей в форме государственной корпорации, наделил его властными полномочиями, необходимыми для участия от имени государства в принудительной реструктуризации банков. Законом были утверждены процедуры, применяемые Агентством, а также последовательность их применения.

Федеральный закон не предусматривает права Агентства проводить самостоятельный отбор банков для их последующего финансового оздоровления. В нем жестко зафиксированы критерии и требования, предьявлемые к банкам, на основании которых Банк России направляет Агентству предложения об их переходе под его управление. В то же время федеральным законом Агентству было разрешено продолжить осуществление планов реструктуризации кредитных организаций, которые были утверждены до его вступления в силу.

Группа банков, в финансовом оздоровлении которых Агентство может принять участие, ограничена следующими параметрами:

доля вкладов граждан в банке — не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в банках Российской Федерации или не менее 20 процентов вкладов граждан в банках, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

доля активов банка — не менее 1 процента совокупной доли активов банков Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных иным банкам, или не менее 20 процентов совокупной доли активов банков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Банки, соответствующие указанным выше требованиям, могут перейти под управление Агентства в случае, если достаточность капитала не превышает 2 процентов и банк не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и(или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней с момента наступления даты их удовлетворения (исполнения).

Вступление в силу федерального закона потребовало от Агентства изменения методической и регулятивной базы по реструктуризации кредитных организаций, принятия иных действий по приведению деятельности Агентства в соответствие с положениями закона. Заново были сформированы органы управления Агентства. Данная работа была завершена в сжатые сроки, что практически не повлияло на осуществление планов Агентства.

После вступления в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» Банком России были направлены предложения о переходе семи банков под управление Агентства.

По результатам проведенного обследования Советом директоров Агентства принято решение о принятии под управление Агентства пяти кредитных организаций — АКБ «СбС-АГРО» (г. Москва), ОАО «Дальрыббанк» (Приморский край), ОАО банк «Воронеж» (Воронежская область), АКБ «Кузбасспромбанк» (Кемеровская область) и ЗАО «Амурпромстройбанк» (Амурская область). При этом начало работ по реструктуризации ОАО «Дальрыббанк», ОАО банк «Воронеж» и АКБ «Кузбасспромбанка» стало закономерным результатом исследования деятельности этих банков, проводившегося в рамках добровольной реструктуризации и завершенного к дню вступления в силу федерального закона.

К началу 2000 года продолжалось обследование двух банков, расположенных в Тверской области, — АКБ «ТверьУниверсалБанк» и АКБ «Прогресспромбанк».

II. Реструктуризация кредитных организаций

Обобщенные данные о проектах реструктуризации кредитных организаций, реализуемых Агентством

По состоянию на 1 января 2000 года Агентство ведет реструктуризацию 19 кредитных организаций, расположенных в 10 регионах Российской Федерации, которые объединены в 14 проектов.

Реализация 2 проектов охватывает реструктуризацию основной части банковского сектора на уровне субъекта Российской Федерации (Кемеровская и Воронежская области).

Рисунок 1. Структура финансирования, предоставленного Агентством

Общий лимит финансирования по утвержденным проектам составил 7,46 млрд. рублей. Из указанной суммы 1,4 млрд. рублей (18,8%) предназначено для увеличения уставных капиталов реструктурируемых банков; 5,66 млрд. рублей (75,9%) представляют собой кредитные линии на развитие их банковских операций; 0,4 млрд. руб. (5,3%) — беспроцентные векселя Агентства со сроком погашения 50 лет. Использование векселей Агентства предназначено для корректировки структуры баланса банков и обеспечения реструктуризации их кредиторской задолженности.

Значительная доля финансирования, предоставляемого на возвратной основе, связана с решением задачи по обеспечению возвратности для Агентства средств, предоставленных им на реструктуризацию банковской системы, а также экономии указанных средств для реализации будущих проектов в условиях ограниченного бюджетного финансирования.

Общий объем предоставленных банкам средств на конец отчетного периода составил 3,02 млрд. рублей, в том числе финансирование в связи с участием Агентства в уставном капитале кредитных организаций — 0,74 млрд. рублей (55,9% от утвержденного лимита), финансирование на возвратной основе — 2,27 млрд. рублей (37,1%).

Уровень предоставленного финансирования и его структура в 1999 году связаны со сроками начала финансирования проектов ОАО «Банк Российский кредит», АКБ «СбС-АГРО», ряда региональных банков в следующем отчетном периоде, а также приоритетным характером задачи рекапитализации банков.

Рисунок 2. Структура кредитного портфеля Агентства по типам кредитов на 1.01.2000 г.

Рисунок 3. Структура кредитного портфеля Агентства по срокам погашения на 1.01.2000 г.

В рамках предоставленных кредитных линий наибольшую долю составляют выданные на срок до 3 лет межбанковские кредиты — 907,4 млн. руб. (57%). Средства, предоставленные в рамках возобновляемых межбанковских кредитных линий, составили 17% финансирования на возвратной основе, субординированные кредиты — 10%, финансирование под уступку прав требования — 16%.

Проекты по реструктуризации банков федерального значения

Проект реструктуризации АКБ «СбС-АГРО»

АКБ «СбС-АГРО» перешел под управление Агентства 17 ноября 1999 года. Агентству принадлежит 99 процентов акций банка. Бюджет проекта составляет 2 млрд. рублей. В банке введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Объем обязательств АКБ «СбС-АГРО» перед кредиторами оценивается в 62,4 млрд. рублей, в том числе 7,5 млрд. рублей (12%) представляет задолженность перед вкладчиками, 0,8 млрд. рублей (1,3%) — перед бюджетной системой, 20,2 млрд. рублей (32,4%) — перед иностранными кредиторами.

Убытки, понесенные банком, оцениваются в 22,7 млрд. рублей, превышение обязательств над активами составило порядка 47,7 млрд. рублей. Общее число требований кредиторов к банку превысило 1,6 млн. единиц.

Проект реструктуризации АКБ «СбС-АГРО» предполагает максимально возможное удовлетворение требований кредиторов банка, а также создание нового специализированного сельскохозяйственного банка — агента Правительства Российской Федерации для финансирования агропромышленного комплекса страны.

Уставный капитал нового банка составит 375 млн. рублей. В 1999 году Советом директоров Агентства была одобрена концепция создания и функционирования Россельхозбанка.

В отчетном периоде основной задачей Агентства было проведение подготовительных мероприятий для последующей реструктуризации АКБ «СбС-АГРО». Подготовлены предложения по реорганизации филиальной системы и сокращению убыточных подразделений.

Агентство приступило к формированию новых органов управления АКБ «СбС-АГРО», инвентаризации имущества, завершило составление реестра требований кредиторов. С кредиторами была установлена связь по принципу «горячей линии».

Для финансирования текущей хозяйственной деятельности банка Агентством было предоставлено финансирование в 75 млн. рублей.

21 декабря 1999 года Советом директоров Агентства принято решение о выплате частным вкладчикам до 5 тыс. рублей до начала процедуры заключения мирового соглашения. Выплаты будут проведены за счет средств Агентства и затронут интересы более миллиона граждан. По результатам расчетов с этой категорией вкладчиков Агентство подготовит условия мирового соглашения для оставшихся кредиторов.

Проект реструктуризации ОАО «Банк Российский кредит»

ОАО «Банк Российский кредит» перешел под управление Агентства 18 октября 1999 года. Агентство владеет и управляет 75 процентами плюс одной акцией банка. По данному проекту предполагается финансирование в размере до 1,3 млрд. рублей. В банке введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Проект реструктуризации банка предполагает восстановление нормальной деятельности банка в срок до 5 лет путем реструктуризации его обязательств перед кредиторами и консолидации имущества на балансе банка.

Объем обязательств ОАО «Банк Российский кредит» перед кредиторами оценивается в 27,4 млрд. рублей, из них 2,2 млрд. рублей (8%) представляет задолженность перед вкладчиками, 3,8 млрд. рублей (13,9%) — перед бюджетом, 5,6 млрд. рублей (20,4%) — перед иностранными кредиторами. Агентством составлен и ведется реестр требований кредиторов.

В отношении ОАО «Банк Российский кредит» Агентством разработаны условия мирового соглашения, которые направлены его кредиторам. Это предложение является основой для подготовки проекта мирового соглашения. Условия мирового соглашения, подготовленные Агентством, предполагают более полное удовлетворение требований кредиторов, чем в случае ликвидации банка. Указанное позволяет предположить достаточную вероятность поддержки усилий Агентства по восстановлению деятельности ОАО «Банк Российский кредит» со стороны кредиторов.

В отчетном периоде Агентство приступило к осуществлению программы возвращения в Российскую Федерацию активов банка, находящихся за границей, провело серию переговоров с иностранными кредиторами. Организован личный прием вкладчиков и других кредиторов банка. В банке работает антикризисный управляющий — представитель Агентства.

Проекты по реструктуризации банков регионального значения

По состоянию на 1 января 2000 года Агентство вошло в уставный капитал 9 банков, имеющих региональное значение: ОАО ПК «АвтоВАЗбанк», ОАО АКБ «Вятка-банк», ОАО «Дальрыббанк», ОАО АБ «Евразия», АКБ «Инвестбанк», АКБ «Кузбассугольбанк», ОАО МБ «Петр Первый», ОАО РНКБ, ЗАО «Челябкомзембанк».

На конец отчетного периода на стадии оформления находились документы по АКБ «Кузбасспромбанк», ЗАО «Амурпромстройбанк», а также ГАБ «Кемерово» (присоединение к АКБ «Кузбассугольбанк»).

Все перечисленные выше проекты, за исключением ОАО банк «Воронеж» и АКБ «Кузбасспромбанк», направлены на финансовое оздоровление банков и формирование на их основе крупных кредитных организаций межрегионального значения. В указанных двух банках планируется проведение ликвидационных процедур под контролем Агентства, направленных на максимально возможное удовлетворение требований их кредиторов и сохранение работоспособной банковской инфраструктуры и персонала.

Стоимость проектов по реструктуризации региональных банков варьируется достаточно сильно — от 90 до 556,4 млн. рублей.

В ряде банков (АКБ «Инвестбанк», ОАО МБ «Петр Первый», ОАО АКБ «Вятка-банк», ОАО АБ «Евразия», ЗАО «Челябкомзембанк») Агентством в 1999 году были полностью урегулированы просроченные обязательства перед кредиторами и погашена задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Осуществлялась работа с проблемными активами реструктурируемых банков, направленная на улучшение структуры баланса и качество их кредитных портфелей. По каждому банку был составлен соответствующий план работ.

Разработана и подготовлена к реализации схема выкупа Агентством проблемных активов ЗАО «Челябкомзембанк» (финансирование под уступку прав требования по кредитным договорам на общую сумму 24,5 млн. руб.). Организована схема мены просроченных долговых обязательств, находившихся в собственности ОАО МБ «Петр Первый», что позволило повысить доходность операций банка и снизить ему объем резерва под обесценение ценных бумаг. Агентство выступило организатором торгов по продаже недвижимости ОАО ПК «АвтоВАЗбанк». Выручка от реализации составила 6,2 млн. руб.

В региональных банках была начата работа по развитию их активных операций и восстановлению прибыльной деятельности. В рамках заданий по формированию стабильной и диверсифицированной клиентской базы удалось привлечь на обслуживание крупнейшие региональные предприятия и организации. За период с сентября по декабрь 1999 года наибольший рост привлеченных средств юридических и физических лиц отмечен в АКБ «Инвестбанк» (в 3,6 раза), АКБ «Кузбассугольбанк» (42%), ОАО ПК «АвтоВАЗбанк» (18%).

В отчетном периоде Агентство начало последовательную политику на ориентацию реструктурируемых банков на кредитование реального сектора экономики регионов. В 1999 году были предоставлены кредиты:

ОАО «Удмуртская нефтяная компания», ОАО «Удмуртнефть» (ОАО АБ «Евразия»);

ОАО «Кировэнерго», ОАО «Омутнинсклес», ОАО «Кировэлектросвязь» (ОАО АКБ «Вятка-банк»);

ОАО «Кузбассэнерго», ОАО «Разрез Кедровский» (АКБ «Кузбассугольбанк»);

АО «АВТОВАЗ», ОАО «Химпром» (ОАО ПК «АвтоВАЗбанк»);

ЗАО «Верхнеуральский мельзавод», ОАО «Варненский элеватор», ФГУП «Казак Уральский», АОЗТ «Челябинская птицефабрика» (ЗАО «Челябкомзембанк»);

ОАО «Борисоглебский котельно-механический завод» (ОАО МБ «Петр Первый»).

Динамика основных показателей деятельности ряда региональных банков за период их нахождения под управлением Агентства с сентября 1999 года по январь 2000 года отражена в Приложении.

С целью восстановления деловой репутации реструктурируемых кредитных организаций в отчетном году проводились имиджевые и рекламные кампании, в рамках которых в средствах массовой информации были представлены данные о восстановлении платежеспособности и возобновлении активной деятельности ОАО ПК «АвтоВАЗбанк», ОАО АКБ «Вятка-банк», ОАО МБ «Петр Первый».

Помимо финансовой реструктуризации, Агентство придает важное значение операционной и структурной реструктуризации деятельности банков, направленной на создание в них эффективно действующего банковского бизнеса.

Во всех региональных банках, перешедших под управление Агентства, формируется система контроля за их деятельностью и развитием, в том числе путем направления к ним представителей Агентства. Агентством отрабатываются технологии управления ликвидностью банков, формирования их бюджетов, кадровая политика и процедуры принятия управленческих решений.

В течение 1999 года осуществлялась разработка внутренней регулятивной базы банков, в частности, по вопросам проведения расчетных и активных операций, инвестиционной политики и политики в отношении вкладов. Утверждены новые организационные структуры банков, позволяющие повысить эффективность работы сотрудников и снизить издержки.

Агентство приступило к проведению мероприятий по реорганизации филиальной сети реструктурируемых банков. Так, приняты решения по созданию 19 филиалов АКБ «Кузбассугольбанк» на базе бывших филиалов АКБ «Кузбасспромбанк», КАБ «Кузбассоцбанк» и ГАБ «Кемерово». Четыре филиала уже приступили к работе. Подготовлена схема оптимизации филиальной сети ОАО ПК «АвтоВАЗбанк». В целях сокращения расходов ведется работа по преобразованию в дополнительные офисы филиалов АКБ «Вятка-банк».

Проведена оценка менеджмента, управленческой ситуации и управленческой структуры МБ «Петр Первый», АБ «Евразия» и ОАО ПК «АвтоВАЗбанк» на основе методов рейтинговой оценки, социологического анкетирования и индивидуально-психологического тестирования. По результатам обследования были приняты необходимые кадровые решения.

Проекты по реструктуризации, не связанные с переходом банков под управление Агентства

В течение 1999 года Агентством начата реализация двух проектов, имеющих своей целью поддержание ликвидности и ускорение развития двух многофилиальных банков. Данные проекты не предусматривают вхождение Агентства в капитал банков и их переход под управление Агентства.

Проект финансового оздоровления ОАО МАКБ «Возрождение»

В мае 1999 года ОАО МАКБ «Возрождение» обратился в Агентство с просьбой об оказании помощи в реализации плана мероприятий по финансовому оздоровлению, осуществляемому банком под контролем Банка России.

В результате проведенного сотрудниками Агентства обследования было установлено, что основные затруднения банка вызваны недостаточной краткосрочной ликвидностью. Совместно с банком было разработано 14 различных вариантов оказания помощи, в результате рассмотрения которых был отобран вариант выкупа Агентством у ОАО МАКБ «Возрождение» прав требования по крупному кредиту с последующей обратной продажей их банку через 3 года. В качестве такого кредита Агентством был выбран кредит ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (ЧМПЗ).

Выкуп данного кредита на условиях сделки РЕПО привел к значительному улучшению ликвидности банка и значений экономических нормативов. Для контроля за реализацией проекта представители Агентства были включены в Совет директоров банка.

Кроме того, приобретение и последующая реструктуризация Агентством задолженности ОАО ЧМПЗ позволили заводу продолжить запланированную производственную программу, снизить валютные риски и издержки, связанные с обслуживанием задолженности. Выкуп Агентством прав требования по кредиту Агентства позволил кредиторам ОАО ЧМПЗ выработать единую политику в отношении завода и консолидировать активы холдинга «Черкизово» на одном предприятии, что значительно повышает его инвестиционную привлекательность.

В течение 1999 года была полностью реализована программа финансирования ОАО МАКБ «Возрождение» и проведена частичная реструктуризация задолженности холдинга «Черкизово».

Принятые в отношении банка меры дали первые результаты: Банк России пересмотрел в сторону улучшения оценку финансового состояния банка.

Проект развития банковской инфраструктуры в регионах

Финансовый кризис 1998 года привел к прекращению деятельности филиальных сетей крупнейших российских банков. Это создало значительные проблемы в качественном банковском обслуживании хозяйствующих субъектов во многих регионах Российской Федерации, ослабило межрегиональную платежно-расчетную систему, стало тормозом для экономической интеграции регионов.

Для участия в решении указанных проблем Агентством был начат проект по восстановлению банковской инфраструктуры. По итогам анализа собственных затрат на создание сети региональных банков Агентство остановилось на более низком по стоимости варианте поддержки развития филиальной системы действующих банков.

В рамках данного проекта Агентство предоставило кредит для создания филиалов ОАО «Альфа-банк» в регионах, имеющих проблемы с банковским обслуживанием. Проект предусматривает целевое финансирование ОАО «Альфа-банк» в сумме 1 млрд. руб. на срок до двух лет. В качестве обеспечения по кредиту служат объекты недвижимости, переданные в залог Агентству ценные бумаги и другое имущество банка. Кредит предоставлен на коммерческих условиях.

Для обеспечения контроля за целевым использованием средств и финансовым состоянием банка на срок реализации проекта Агентству передано в управление 25 процентов плюс одна акция ОАО «Альфа-банк» и предоставлена фиксированная квота в Совете директоров банка (2 места). Основные принципы сотрудничества и условия финансирования банка определены Генеральным соглашением, заключенным Агентством, банком и его акционерами.

В 1999 году Правлением Агентства были одобрены бизнес-планы развития филиалов ОАО «Альфа-банк» в 15 субъектах Российской Федерации (в Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, в Ивановской, Иркутской, Курганской, Липецкой, Оренбургской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Томской, Тюменской областях).

На конец отчетного периода начали действовать 4 филиала (в городах Владивосток, Курган, Оренбург, Пермь) и 2 дополнительных офиса банка (в городах Ангарск и Находка).

Мероприятия, направленные на повышение эффективности проектов по реструктуризации кредитных организаций

Важное значение для процессов восстановления нормальной деятельности реструктурируемыми Агентством банками является установление партнерских отношений с органами власти субъектов Российской Федерации.

Агентством подписаны Соглашение о взаимодействии при реструктуризации банковской системы Кемеровской области, трехстороннее Соглашение между Правительством Чувашской республики, Агентством и ОАО ПК «АвтоВАЗбанк» о сотрудничестве в области инвестиционно-финансовых отношений, трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между администрацией Кировской области, Агентством и ОАО АКБ «Вятка-банк».

Для восстановления доверия к реструктурируемым банкам со стороны населения Агентство приступило к реализации проекта по гарантированию возврата вкладов населения в данных банках.

Советом директоров Агентства утверждено Положение об обеспечении возврата вкладов граждан в банках, находящихся под управлением Агентства. Согласно указанному документу решение о введении системы гарантирования возврата вкладов может быть принято в отношении банков, не имеющих просроченной задолженности перед кредиторами.

Для целей гарантирования вкладов в реструктурируемых банках на балансе Агентства сформирован специальный резерв в размере 500 млн. рублей. Он сформирован за счет средств Агентства, а в дальнейшем будет пополняться за счет взносов реструктурируемых банков, участвующих в данной программе. Уплата банком календарного взноса будет начинаться при восстановлении банком прибыльной деятельности.

В 1999 году начато проведение мероприятий по введению системы гарантирования вкладов в АКБ «Кузбассугольбанк» и ОАО АКБ «Вятка-банк».

В части поиска внебюджетных источников финансирования Агентством ведутся активные переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), в ходе которых уже получены первые результаты. В декабре 1999 года подписано рамочное соглашение между ЕБРР и Агентством, определившее основные принципы взаимоотношений сторон. Агентство и ЕБРР договорились о принципах будущих инвестиционных соглашений, которые могут быть заключены в отношении конкретных проектов реструктуризации.

В целях кадрового обеспечения процессов реструктуризации и организации контроля на месте за ходом реализации планов реструктуризации Агентством были организованы подбор и аттестация антикризисных управляющих.

Агентство разработало и утвердило положения об аккредитации и об оценке деловых качеств руководящих работников реструктурируемых кредитных организаций, а также сформировало Комиссию по аккредитации при Агентстве антикризисных управляющих.

В 1999 году аттестовано 60 кандидатов, 13 антикризисных управляющих получили назначения в реструктурируемые банки, в том числе в ОАО ПК «АвтоВАЗбанк», АКБ «Инвестбанк», ОАО АБ «Евразия» (2 представителя), ЗАО «Челябкомзембанк», АКБ «Кузбассугольбанк», ОАО АКБ «Вятка-банк», ОАО МБ «Петр Первый», ОАО «Банк Российский кредит».

В течение отчетного года аккредитованные при Агентстве специалисты также назначались в качестве руководителей и членов временных администраций (АКБ «СбС-АГРО», ОАО банк «Воронеж», ОАО «Дальрыббанк», АКБ «Прогресспромбанк», АКБ «ТверьУниверсалБанк»).

В рамках работы по обучению и повышению квалификации персонала реструктурируемых банков Агентством проведено 3 семинара для руководителей высшего и среднего звена.

II. Организационная и методическая деятельность Агентства

Результативность проводимой в 1999 го-ду Агентством политики реструктуризации кредитных организаций во многом обеспечивалась мерами по совершенствованию организации Агентства и повышению эффективности работы его персонала.

Организационная структура Агентства

Органами управления Агентства являются Совет директоров, Правление и Генеральный директор. Указанная структура определена Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

Высшим органом управления Агентства является Совет директоров. К его компетенции отнесены формирование стратегической политики Агентства и принятие ключевых решений по вопросам реструктуризации. В настоящее время в его состав входят 7 представителей от Правительства России, 5 — от Банка России, а также Генеральный директор Агентства. Персональный состав Совета директоров определен в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 21 сентября 1999 года № 1477-р и от 12 ноября 1999 года № 1869-р.

В рамках квот Правительства России и Банка России в Совет директоров в 1999 году вошли члены бюджетных комитетов Федерального Собрания и Государственной Думы, а также Президент Ассоциации российских банков. Участие в работе Совета директоров Агентства представителей различных ветвей власти позволило повысить качество и оперативность принимаемых решений, сформировать единую и согласованную позицию по многим сложным вопросам.

В отчетном году прошли 15 заседаний Совета директоров и 45 заседаний Правления, на которых было рассмотрено соответственно 110 и 517 вопросов по основным направлениям деятельности Агентства.

Решением Правления Агентства в 1999 году был создан постоянно действующий коллегиальный орган — Финансово-кредитный комитет. К его компетенции отнесено принятие решений по вопросам финансирования реструктурируемых кредитных организаций, размещения временно свободных средств Агентства, а также обеспечение контроля за активными и пассивными операциями реструктурируемых банков. С начала деятельности комитетом было проведено 34 заседания, рассмотрено более 350 вопросов. Ежемесячно утверждались лимиты проведения активных операций реструктурируемыми банками. Общая сумма утвержденных лимитов составила 688 млн. руб.

В 1999 году в составе Агентства действовало 14 структурных подразделений (департаменты — привлечения инвестиций; организации антикризисного управления; управления активами; урегулирования обязательств и требований кредитных организаций; методологии и анализа, экспертный, общественных связей; управления — делами; технологического обеспечения; юридическое; бухгалтерского учета и отчетности; финансово-экономическое; информационно-аналитическое; служба внутреннего аудита).

Численность служащих Агентства по состоянию на 1 января 2000 года составила по штату 343 единицы, фактически работали 257 человек.

Формирование регулятивной и методической базы реструктуризации кредитных организаций

В 1999 году Агентство в основном завершило формирование внутренней регулятивной и методической базы, необходимой для проведения реструктуризации кредитных организаций, и ее приведение в соответствие с требованиями Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».

В течение 1999 года в Агентстве было принято более 70 методических документов, определивших, в частности:

порядок проведения обследования кредитных организаций, участия представителей Агентства в работе временных администраций, перехода банков под управление Агентства;

методику оценки активов и пассивов обследуемых кредитных организаций;

порядок проведения работ по реструктуризации кредитных организаций, требования к планам реструктуризации;

методику и подходы к работе Агентства с проблемными активами реструктурируемых банков;

процедуру заключения мирового соглашения;

порядок работы с ликвидируемыми кредитными организациями.

Агентством была разработана система типовых договоров с реструктурируемыми кредитными организациями, утверждены формы отчетности банков, находящихся под управлением Агентства, порядок формирования их бюджетов и утверждения лимитов активных операций.

21 декабря 1999 года Советом директоров Агентства были одобрены Основные направления деятельности Агентства. В данном документе ставится задача организации эффективного управления банками, находящимися под контролем Агентства. Организация этой работы пойдет по нескольким направлениям. Будут разработаны подходы по оперативному управлению банками и по организации постоянного мониторинга за их деятельностью, созданы системы внутреннего контроля и управления ликвидностью банков, сформированы кредитная и кадровая политика.

Важное значение для эффективного проведения мероприятий по реструктуризации кредитных организаций имела своевременная подготовка нормативных актов Банка России и его официальных разъяснений по вопросам применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций». Опыт совместной работы Банка России и Агентства позволяет говорить о достижении четкого и конструктивного взаимодействия.

По инициативе Агентства были подготовлены официальные разъяснения Банка России о применении положений федерального закона к «добровольным» проектам реструктуризации, о моменте перехода банка под управление Агентства и режиме моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Агентством был подготовлен ряд предложений по подготовке нормативных актов Правительства Российской Федерации. Среди них — документы о порядке представления Агентством интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений, реструктуризации задолженности банков перед бюджетом, об особенностях налогообложения операций Агентства, о порядке предоставления Агентству государственных гарантий.

Опыт применения Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» выявил необходимость внесения в него некоторых изменений и дополнений. В частности, существует необходимость уточнить процедуры перехода банков под управление Агентства, формирования Агентством их органов управления, требования к планам реструктуризации. Предложения Агентства по внесению изменений и дополнений в указанный федеральный закон и иные федеральные законы направлены в Правительство Российской Федерации.

Информационно-техническое обеспечение Агентства

Техническое оснащение Агентства и формирование информационно-вычислительной системы были начаты во втором квартале 1999 года. За девять месяцев были сформированы основные программно-технические решения, которые являются ядром информационной системы Агентства.

Рабочие места сотрудников оснащены персональными компьютерами, которые объединены в локальную сеть. Установлены серверы, позволяющие организовать коллективную работу с прикладными системами и обеспечивающие почтовый обмен как внутри Агентства, так и с внешними корреспондентами. В отчетном году было приобретено основное прикладное и системное программное обеспечение.

С целью принятия проработанных и объективных решений по закупаемой технике и по выбору прикладного программного обеспечения Агентством были организованы конкурсы и создана специальная комиссия.

Для взаимодействия с МЦИ Банка России установлены программные комплексы по формированию балансовой отчетности и отчетности по корреспондентским счетам и межбанковским кредитам.

Соответствующими техническими средствами в Агентстве обеспечен информационный обмен с реструктурируемыми кредитными организациями, банками-корреспондентами и другими организациями.

Проведен комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению функционирования информационной системы Агентства для решения «проблемы-2000».

Организация взаимодействия с коммерческими и некоммерческими организациями

Обеспечение открытости и гласности в работе по реструктуризации кредитных организаций было одной из важных задач Агентства в 1999 году.

С этой целью была организована разъяснительная работа в средствах массовой информации. Она обеспечила появление более 4500 информационных материалов, в том числе в центральных газетах — 819, в журналах — 108, в региональных изданиях — 175.

Практически ежемесячно проводились пресс-конференции руководства Агентства, посвященные анализу принимаемых решений.

Ежемесячно Банку России предоставляется отчет о ходе выполнения планов реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Направлены отчетные материалы в Правительство Российской Федерации.

Руководством Агентства были проведены встречи с большой группой руководителей аккредитованных в Москве представительств иностранных и российских банков, имеющих значительную долю иностранного капитала. Осуществлены переговоры с рядом иностранных банков (Экс-ИМ Банк, Indosuez, Банк Австрия Кредитанштальт, IFC, DG Bank, Banka Commerciale Italiana и др.).

Агентство проводит регулярные встречи с инвесторами, осуществляющими мониторинг ситуации в банковской сфере, направляет по запросам заинтересованных сторон информационные материалы о деятельности Агентства. Такая работа проводилась с рейтинговыми агентствами Moody’s, Tomson Financial Bankwatch, которым предоставлена информация о ходе реструктуризации отдельных банков. Проведены две информационные встречи с кредиторами и инвесторами, в которых приняли участие представители 26 иностранных банков и 42 организаций.

Важными для Агентства были вопросы технической помощи, оказываемой иностранными и международными организациями. Проводилась регулярная работа с представителями Министерства финансов США, Добровольческим корпусом по оказанию финансовых услуг и Агентством США по международному развитию.

Агентством была организована работа по аккредитации при Агентстве специализированных организаций, привлекаемых на различных стадиях работы с реструктурируемыми банками по следующим номинациям: общий и банковский аудит, оценка активов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, сделки с недвижимостью, страховщики, консультанты, юристы по российскому и международному праву, организаторы торгов, в том числе по продаже автотранспорта. При Агентстве было аккредитовано свыше 100 организаций.

Наиболее важным участком работы со специализированными организациями стало взаимодействие с аудиторскими и оценочными компаниями при выполнении работ по оценке стоимости имущества кредитной организации, проверке реальности отражения в финансовой отчетности кредитной организации ее активов и обязательств, а также доходов и расходов.

В отчетном году для осуществления этой работы были заключены договоры с 7 аудиторскими фирмами. К оценке финансового положения кредитных организаций, их активов и обязательств были привлечены аудиторские организации «Эрнст энд Янг», ЗАО «ЮНИ-КОН/МС Консультационная группа», ООО «Росэкспертиза», ООО «Банк’с Аудит Сервис», ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты», «АКФ «МИАН», фирма по оценке материальных активов ООО «Оценка-Дако».

В 1999 году были подписаны соглашение о взаимодействии с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, протокол о взаимодействии с Гильдией антикризисных управляющих.

Кадровое обеспечение и обучение персонала

Отчетный год как год создания и становления Агентства внес свою специфику в основные направления работы с персоналом. Основными задачами в этой сфере были формирование и развитие работоспособных коллективов, их укомплектование профессиональными специалистами, повышение квалификации работников, подбор и аттестация антикризисных управляющих.

Рисунок 4. Возрастная структура служащих Агентства

На 1 января 2000 года 90% служащих Агентства имели высшее образование, в том числе 49% — высшее экономическое, 30% — высшее техническое и гуманитарное, 11% — высшее юридическое; 10% служащих имели среднее специальное и незаконченное высшее образование. В Агентстве работают 2 доктора наук и 24 кандидата наук.

Все служащие основных структурных подразделений Агентства имеют практический опыт работы в Банке России и коммерческих банках.

Агентство придает большое значение повышению профессиональной квалификации своих сотрудников. За период с мая по декабрь 1999 года было организовано и проведено обучение 140 человек по следующим направлениям: управление рисками в кредитных организациях, методы оценки активов, недвижимости; психологическая подготовка; бухгалтерский учет и налогообложение; делопроизводство и архив.

Осенью 1999 года прошла стажировка сотрудников Агентства в США в рамках программы Бюро культурных и образовательных программ Госдепартамента США. В рамках программы «Из международного опыта реструктуризации кредитных организаций» проведена встреча-семинар с консультантами Казначейства США и Всемирного банка, а также представителями аудиторской компании «Эрнст энд Янг».

IV. Основные итоги деятельности Агентства в 1999 году

В отчетном периоде Агентство завершило свое организационное становление, разработало необходимую методическую базу по проведению реструктуризации кредитных организаций, отработало технологию перехода банков под управление Агентства, провело апробацию основных механизмов Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».

Агентство приступило к проектам реструктуризации и развития 19 банков, 6 из которых до кризиса 1998 года входили в число крупнейших кредитных организаций Российской Федерации. Общая сумма обязательств указанных банков перед кредиторами превышает 93 млрд. рублей, в том числе 10 млрд. рублей — перед частными вкладчиками.

В связи с различной сложностью задач, стоящих перед Агентством при реструктуризации банков федерального значения и региональных банков, наиболее ощутимые положительные результаты были достигнуты по последней группе банков. Результаты деятельности Агентства по проектам АКБ «СбС-АГРО» и ОАО «Банк Российский кредит» отражены в разделе «Проекты по реструктуризации банков федерального значения».

Рисунок 5. Перечисления в бюджетную систему в 1999 г., млн. руб.

Во втором полугодии 1999 года Агентством и региональными банками было обеспечено перечисление в бюджетную систему Российской Федерации свыше 5,6 млрд. рублей, что в 1,9 раза превышает объем перечислений за аналогичный период до перехода банков под управление Агентства.

В структуре перечислений в бюджетную систему 2,9 млрд. рублей (свыше 51%) представляют налоги и сборы, связанные с начислением заработной платы сотрудникам клиентов банков; 2,5 млрд. руб. (44%) — исполненные банками налоговые платежи клиентов. Объем налогов и сборов, уплаченных региональными банками как самостоятельными налогоплательщиками, возрос в 2,5 раза и превысил 98 млн. рублей. Объем поступлений в бюджетную систему от собственной деятельности Агентства составил 110 млн. рублей.

В ходе работ по реструктуризации банков урегулирована просроченная задолженность перед вкладчиками на сумму в 24,4 млн. рублей.

Картотека расчетных документов региональных банков сократилась с 304 до 160 млн. рублей, а в 7 банках ликвидирована полностью.

Количество кредитов предприятиям реального сектора экономики выросло в 1,4 раза. Во втором полугодии региональными банками было выдано кредитов на сумму в 1,7 млрд. рублей.

Деятельность реструктурируемых банков способствовала активизации регионального рынка межбанковских кредитов с оборотами свыше 2 млрд. рублей против 0,13 млрд. рублей до перехода банков под управление Агентства.

В целом по группе региональных проектов Агентству удалось стабилизировать их финансовое положение, заложить основу для активного восстановления их нормальной банковской деятельности в следующем году. Совокупный капитал региональных банков, находящихся под управлением Агентства, увеличился почти в 10 раз и приблизился к значению в 0,7 млрд. рублей.

Накопленный опыт реструктуризации кредитных организаций выявил ряд проблем, требующих решения для обеспечения эффективной деятельности Агентства в 2000 году.

Последовательная реализация Агентством планов реструктуризации кредитных организаций делает необходимым скорейшее утверждение Правительством Российской Федерации порядка представления Агентством интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений реструктурируемых банков с их кредиторами. Утверждение данного документа позволит защитить интересы государства и определить базовые параметры участия Российской Федерации при заключении мировых соглашений, повысит шансы для достижения компромисса между различными группами кредиторов.

Важное значение для эффективного проведения мероприятий по реструктуризации кредитных организаций имеет скорейшее завершение подготовки ряда нормативных документов Банка России. Среди них — положение о порядке государственной регистрации кредитных организаций, создаваемых по инициативе Агентства, и лицензировании их деятельности, официальные разъяснения Банка России о порядке продажи активов реструктурируемых банков и о проведении в отношении них ликвидационных процедур.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2000 год» предусмотрено продолжение финансирования деятельности Агентства и проводимых им мероприятий по финансовому оздоровлению банков. В частности, для этой цели Агентству предоставлены государственные гарантии на сумму в 4 млрд. рублей и предусмотрена возможность использования налоговой задолженности реструктурируемых банков перед федеральным бюджетом. Реализация указанных норм предполагает скорейшую подготовку и утверждение Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных документов.

Одной из основных проблем в деятельности Агентства в настоящее время является неурегулированность особенностей его бухгалтерского учета, порядка осуществления им банковских операций и создания резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций» принятие решений по данным вопросам отнесено к компетенции Банка России.

Обозначенная проблема тесно связана с необходимостью установления особенностей отнесения затрат на себестоимость и формирования налогооблагаемой базы Агентства как некоммерческой организации, осуществляющей в силу закона ограниченный круг банковских операций. Проекты соответствующих нормативных актов, подготовленные Агентством, находятся на рассмотрении Правительства Российской Федерации.

Разработка и утверждение указанных выше документов позволят в значительной степени завершить формирование нормативной базы деятельности Агентства, ускорить осуществление процедур реструктуризации кредитных организаций, находящихся под его управлением, и закрепить достигнутые положительные результаты в 2000 году.

Приложение

Перечень кредитных организаций, обследование которых было проведено Агентством в 1999 году

1. Кредитные организации, ходатайства которых были рассмотрены Агентством до вступления в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций»

№ п/п

Kредитная организация

Местонахождение

Дата поступления ходатайства

Итоги рассмотрения

1

АKБ «Инвестбанк»

Kалининградская область

24.03.99 г.

План реструктуризации одобрен Советом директоров Агентства 24.04.99 г.

2

ОАО ПK «АвтоВАЗбанк»

Самарская область

18.01.99 г.

План реструктуризации одобрен Советом директоров Агентства 24.04.99 г.

3

АKБ «Kузбассугольбанк»

Kемеровская область

2.04.99 г.

Советом директоров Агентства 24.04.99 г.

4

KАБ «Kузбассоцбанк»

Kемеровская область

одобрена принципиальная схема

5

АKБ «Kузбасспромбанк»

Kемеровская область

реструктуризации группы банков

6

АKБ «Kемерово»

Kемеровская область

Kемеровской области. Планы реструктуризации банков утверждены Советом директоров 18.06.99 г.

7

ОАО «Банк Российский кредит», KБ «Импексбанк»

г. Москва

13.04.99 г.

План реструктуризации одобрен Советом директоров Агентства 18.06.99 г.

8

Промстройбанк РФ

г. Москва

30.04.99 г.

План реструктуризации одобрен Советом директоров Агентства 18.06.99 г. В связи с отзывом у банка лицензии 2.07.99 г. реализация плана прекращена.

9

ОАО «Альфа-банк»

г. Москва

28.04.99 г.

План финансовой поддержки банка одобрен Советом директоров Агентства 18.06.99 г.

10

РНKБ

г. Москва

2.04.99 г.

План реструктуризации банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

11

МАKБ «Возрождение»

г. Москва

18.05.99 г.

План реструктуризации активов банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

12

ОАО банк «Воронеж»

Воронежская область

15.04.99 г.

План финансового оздоровления банков Воронежской области одобрен

13

ОАО МБ «Петр Первый»

Воронежская область

23.04.99 г.

Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

14

АKБ «Вятка-банк»

Kировская область

4.05.99 г.

План реструктуризации банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

15

ЗАО «Челябкомзембанк»

Челябинская область

13.05.99 г.

План реструктуризации банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

16

ОАО АБ «Евразия»

Республика Удмуртия

21.06.99 г.

План реструктуризации банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г.

17

АKБ «Хованский»

Московская область

20.05.99 г.

План реструктуризации банка одобрен Советом директоров Агентства 5.07.99 г. В связи с отказом банка от взаимодействия с Агентством решением Совета директоров от 15.09.99 г. проект закрыт.

18

Технобанк

г. Москва

1.04.99 г.

Правлением Агентства 18.05.99 г. принято решение об экономической нецелесообразности участия Агентства в реструктуризации банка.

19

ОАО «Дальрыббанк»

Приморский край

27.05.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка приостановлено.

20

ЗАО «Амурпромстройбанк»

Амурская область

30.06.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка приостановлено.

21

АKБ «Тверь»

Тверская область

1.07.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка прекращено.

22

АKБ «ТверьУниверсалБанк»

Тверская область

9.07.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка приостановлено.

23

ГУТА-банк

г. Москва

2.07.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка прекращено.

24

ЭлбимБанк

г. Москва

19.05.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка прекращено.

25

Мосбизнесбанк

г. Москва

31.05.99 г.

В связи с отзывом у банка лицензии 2.07.99 г. обследование прекращено.

26

Межкомбанк

г. Москва

3.06.99 г.

В связи с отзывом у банка лицензии 2.07.99 г. обследование прекращено.

27

АKБ «СбС-Агро-Бурятия»

Республика Бурятия

18.05.99 г.

В связи с вступлением в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» обследование банка прекращено.

2. Кредитные организации, по которым поступили предложения Банка России в соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций»

№ п/п

Kредитная организация

Местонахождение

Дата поступления предложения Банка России

Итоги рассмотрения

1

АKБ «СбС-АГРО»

г. Москва

30.07.99 г.

Совет директоров Агентства 5.11.99 г. принял решение о переходе банка под управление Агентства.

2

ОАО банк «Воронеж»

Воронежская область

6.09.99 г.

Совет директоров Агентства 27.10.99 г. принял решение о переходе банка под управление Агентства.

3

АKБ «Kузбасспромбанк»

Kемеровская область

27.09.99 г.

Совет директоров Агентства 5.11.99 г. принял решение о переходе банка под управление Агентства. В этой связи внесены изменения в план реструктуризации банков Kемеровской области.

4

ОАО «Дальрыббанк»

Приморский край

27.09.99 г.

Совет директоров Агентства 27.10.99 г. принял решение о переходе банка под управление Агентства.

5

ЗАО «Амурпромстройбанк»

Амурская область

20.10.99 г.

Совет директоров Агентства 2.12.99 г. принял решение о переходе банка под управление Агентства.

6

АKБ «ТверьУниверсалБанк»

Тверская область

16.11.99 г.

Проводится обследование в соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

7

АKБ «Прогресспромбанк»

Тверская область

16.11.99 г.

Проводится обследование в соответствии с Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций».

— банки, обследование которых было проведено до вступления в силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».


Основные показатели деятельности ряда банков, находящихся под управлением Агентства

(тыс. руб.)

№ п/п

Региональные банки

Активы-нетто

Kредитный портфель

Векселя+ценные бумаги

Привлеченные средства

Средства юридических и физических лиц (без средств АРKО)

Средства физических лиц

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1

АKБ «Инвестбанк» (ОАО)

531 504

1,86

262 285

2,53

150 760

1,45

402 582

1,66

210 904

3,59

33 010

0,94

2

ОАО ПK «АвтоВАЗбанк»

1 013 402

1,72

245 818

2,60

537 703

1,75

764 905

1,68

186 622

1,18

52 336

1,19

3

ЗАО «Челябкомзембанк»

118 944

1,33

36 498

2,22

36 129

1,52

72 652

0,91

13 357

0,51

1 625

0,57

4

ОАО «Евразия»

309 436

1,35

200 424

1,77

54 126

1,64

223 958

1,35

92 825

0,83

12 001

0,62

5

АKБ «Kузбассугольбанк»

559 285

2,60

154 170

1,70

52 811

3,13

174 330

1,08

162 850

1,42

59 464

1,17

6

ОАО МБ «Петр Первый»

83 371

1,47

23 709

2,75

26 210

1,97

52 098

1,07

26 315

1,00

17 586

0,96

7

ОАО АKБ «Вятка-банк»

155 834

1,33

88 214

1,61

20 963

1,75

91 836

1,12

52 466

0,76

45 391

0,73

Итого по региональным банкам:

2 771 775

1,84

1 011 118

2,18

878 702

1,77

1 782 361

1,50

745 339

1,82

221 413

1,00

№ п/п

Московские банки

Активы-нетто

Kредитный портфель

Векселя+ценные бумаги

Привлеченные средства

Средства юридических и физических лиц (без средств Агентства)

Средства физических лиц

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1.01.2000

по отношению к 1.09.1999 (раз)

1

ОАО «Российский национальный коммерческий банк»

1 277 798

1,06

150 478

0,61

282 275

1,31

1 169 542

0,87

235 495

0,85

82 381

0,96

2

ОАО «Банк Российский кредит»

24 109 021

0,87

14 174 452

0,73

7 576 360

2,87

25 503 257

0,98

2 738 507

0,88

1 870 395

1,01

3

АKБ «СбС-АГРО»

47 877 479

0,95

34 801 194

0,95

4 903 613

1,03

48 030 490

0,86

9 841 709

0,86

6 722 494

0,97

Итого по московским банкам:

73 264 298

0,93

49 126 124

0,88

12 762 248

2,12

74 703 289

0,90

12 815 711

0,86

8 675 270

0,98


БАЛАНС
Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» на 1 января 2000 года

Регистрационный номер: 3336

Адрес: г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9

тыс. рублей

АКТИВЫ

1

Денежные средства и счета в Центральном банке Российской Федерации

1 913

2

Государственные долговые обязательства

1 525 958

3

Средства в кредитных организациях

190 930

4

Вложения в ценные бумаги

818 691

5

Ссудная задолженность, всего

4 487 069

в т.ч. краткосрочные ссуды

3 235 575

долгосрочные ссуды

1 251 494

5.1

Резервы на возможные потери по ссудам

(64 821)

6

Учтенные векселя

3 042 862

7

Проценты начисленные (включая просроченные)

142 175

8

Основные средства

36 343

9

Участие в уставном капитале реструктурируемых банков

742 817

10

Финансирование под уступку прав требования

410 774

10.1

Резервы на возможные потери

(204 575)

11

Прочие активы

35 112

12

ВСЕГО АКТИВОВ

11 165 248

ПАССИВЫ

13

Средства кредитных организаций

142 054

14

Выпущенные долговые обязательства

827 224

15

Прочие обязательства

17 486

16

ВСЕГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

986 764

СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

17

Фонды

10 035 738

18

Балансовая прибыль отчетного периода

245 870

18.1

Распределенная прибыль

(105 153)

19

Доходы будущих периодов

2 029

20

ВСЕГО СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

10 178 484

21

ВСЕГО ПАССИВОВ

11 165 248

Генеральный директор А.В. Турбанов

Главный бухгалтер М.А. Зиновина

Достоверность баланса подтверждена аудиторской фирмой «Эрнст энд Янг Внешаудит», лицензия № 006349, выдана Центральной аттестационной лицензионной аудиторской комиссией Банка России 8 сентября 1998 г.

Партнер, Член Правления аудиторской фирмы: Дэвид И.Уилсон

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года

Регистрационный номер: 3336

Адрес: г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9

тыс. рублей

Наименование статей

Сумма

Процентные доходы по кредитам

78 988

Процентные доходы по ценным бумагам

513 326

Процентные расходы

(5 438)

Чистые процентные доходы

586 876

Доходы за вычетом убытков от операций с ценными бумагами

24 651

Доходы от переоценки иностранной валюты за вычетом убытков

41 264

Комиссионные доходы

47

Комиссионные расходы

(2 141)

Прочие операционные доходы

2 610

Операционные доходы

66 431

Общехозяйственные и административные расходы

(138 041)

Прибыль до отчисления в резервы

515 266

Резерв на возможные потери по ссудам

(64 821)

Прочие резервы

(204 575)

Балансовая прибыль

245 870

Генеральный директор А.В. Турбанов

Главный бухгалтер М.А. Зиновина

Достоверность отчета о прибылях и убытках подтверждена аудиторской фирмой «Эрнст энд Янг Внешаудит», лицензия № 006349, выдана Центральной аттестационной лицензионной аудиторской комиссией Банка России 8 сентября 1998 г.

Партнер, Член Правления аудиторской фирмы: Дэвид И.Уилсон

ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРИБЫЛИ
Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года

Регистрационный номер: 3336

Адрес: г. Москва, пр-т Академика Сахарова, д. 9

тыс. рублей

Наименование статей

Сумма

Балансовая прибыль

245 870

Направления использования прибыли:

Налоговые платежи в бюджет, всего

69 415

в том числе:

Налог на прибыль

27 956

Налог на доходы по ценным бумагам

41 459

Отчисления в фонды, всего

35 738

в том числе:

Фонды, направленные на финансирование капитальных вложений

35 738

Всего распределено

105 153

Нераспределенная (чистая) прибыль*

140 717

* Чистая прибыль будет направлена в 2000 году на цели реструктуризации кредитных организаций.

Генеральный директор А.В. Турбанов

Главный бухгалтер М.А. Зиновина

Достоверность отчета об использовании прибыли подтверждена аудиторской фирмой «Эрнст энд Янг Внешаудит», лицензия № 006349, выдана Центральной аттестационной лицензионной аудиторской комиссией Банка России 8 сентября 1998 г.

Партнер, Член Правления аудиторской фирмы: Дэвид И.Уилсон

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ АУДИТОРСКОЙ ФИРМЫ

Аудиторское мнение

Совету директоров
Государственной корпорации
«Агентство по реструктуризации кредитных организаций»

Аудиторская фирма провела аудиторскую проверку прилагаемой годовой бухгалтерской отчетности государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее по тексту — Агентство), состоящей из баланса на 1 января 2000 г. и соответствующих отчетов о прибылях и убытках за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года, и об использовании прибыли за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года. Указанная годовая бухгалтерская отчетность была подготовлена руководством Агентства в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и принятыми в Российской Федерации принципами ведения бухгалтерского учета, действующими на дату составления настоящего заключения. Организация бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности Агентства ведутся в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, № 61, утвержденными Приказом Банка России от 18 июня 1997 г. № 02-263 (с последующими изменениями и дополнениями), за исключением следующих исключений. Вложения Агентства в государственные ценные бумаги, не имеющие рыночных котировок, депозитные сертификаты, акции, облигации, векселя учитываются по цене приобретения. Резервы под обесценение ценных бумаг и возможные потери по векселям не формировались. Ответственность за подготовку вышеуказанной годовой бухгалтерской отчетности несет руководство Агентства. Ответственность Аудиторской фирмы заключается в выражении мнения в отношении этой бухгалтерской отчетности на основании ее аудиторской проверки. Аудиторская фирма руководствовалась Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263, и провела аудиторскую проверку в соответствии с Правилами (Стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, и Международными стандартами аудита, утвержденными Международной федерацией бухгалтеров, в части, не противоречащей вышеуказанным стандартам. В соответствии с этими Стандартами от нас требуется составить план аудиторской проверки и провести ее таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что в бухгалтерской отчетности отсутствуют существенные искажения. Аудиторская проверка включает в себя изучение на выборочной основе информации и данных, подтверждающих суммы, указанные в бухгалтерской отчетности. Аудиторская фирма считает, что проведенная аудиторская проверка дает аудиторской фирме достаточные основания для выражения ее мнения.

По мнению аудиторской фирмы, проверенная вышеуказанная годовая бухгалтерская отчетность Агентства достоверна и подготовлена руководством Агентства во всех существенных аспектах в соответствии с учетной политикой, описанной в первом абзаце выше. Аудиторская фирма подтверждает достоверность баланса Агентства на 1 января 2000 года и соответствующих отчетов о прибылях и убытках за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года и об использовании прибыли за период с 22 марта 1999 года (дата начала деятельности) по 1 января 2000 года.

Российская бухгалтерская отчетность существенно отличается от финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, утвержденными Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. Эти отличия, в частности, касаются создания резервов на возможные убытки по ссудам, учета доходов и расходов (включая проценты), оценки определенных активов и пассивов, содержания и объема пояснительной информации в примечаниях к бухгалтерской отчетности, отражения в учете отдельных операционных издержек, учета инвестиций и отражения в отчетности потенциальных обязательств.

Без внесения оговорки в аудиторское мнение аудиторская фирма обращает внимание на то, что государственными органами не были определены особенности порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности Агентства.

Без внесения оговорки в аудиторское мнение аудиторская фирма обращает внимание на то, что на деятельность и финансовое положение Агентства может оказать влияние неопределенность политической и экономической ситуации в Российской Федерации, включая принятие изменений к действующим и введение новых законов, изменения в порядке налогообложения, а также текущий финансовый и экономический кризис в Российской Федерации. Такое влияние может быть существенным, однако в настоящее время определение влияния указанных обстоятельств на финансовое положение и будущую деятельность Агентства не представляется возможным.

ЗАО «Эрнст энд Янг Внешаудит»
Дэвид И.Уилсон
Партнер, Член Правления

Прилагаемая бухгалтерская отчетность не имеет своей целью представление финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств в соответствии с учетными принципами и практикой, являющимися общепринятыми в странах и иных территориальных образованиях за пределами Российской Федерации. Соответственно прилагаемая бухгалтерская отчетность не предназначена для лиц, не осведомленных об учетных принципах, процедурах и практике, принятых в Российской Федерации. Применяемые в Российской Федерации стандарты, процедуры и практика аудита такой бухгалтерской отчетности могут отличаться от стандартов, процедур и практики, являющихся общепринятыми в других странах и иных территориальных образованиях.