• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Более половины жителей малых городов и сел России имеют возможность пользоваться банковским счетом дистанционно

29 августа 2018 года
Новости
Поделиться

Причины, по которым население страны не использует различные финансовые продукты, впервые раскрываются в третьем ежегодном выпуске Обзора состояния финансовой доступности в Российской Федерации, подготовленном Банком России. В обзоре данные опросов, получаемые в ходе ежегодных замеров индикаторов финансовой доступности, представлены в разбивке по основным социально-демографическим характеристикам (для взрослого населения) и типам субъектов МСП (для субъектов МСП).

По данным обзора, с мая 2017 года по май 2018 года существенно (с 40,8 до 59,7%) выросла доля взрослого населения, имеющего возможность1 дистанционного доступа к банковским счетам для перевода денежных средств (интернет-банкинг и/или мобильный банкинг). При этом данный показатель особенно увеличился для жителей малых городов (с численностью населения до 50 тыс. жителей), поселков городского типа (с 36,3 до 64,6%) и сел (с 33,1 до 54%).

Согласно данным опроса, существенно возросли доли взрослого населения, использующего счета (с 79,5 до 89,4%) и интенсивно2 использующего счета физических лиц в кредитных организациях (с 45,3 до 62%). Также почти в два раза увеличилась доля взрослого населения, имеющего банковские вклады (счета), — с 19,6 до 38,6%. Эти цифры могут объясняться не только ростом количества собственно срочных вкладов, но и увеличением предложения карточных продуктов, по которым начисляются проценты на остаток при выполнении определенных условий и которые население также может воспринимать как разновидность вклада.

Данные обзора также свидетельствуют, что реже всего банковскими депозитными услугами пользовались жители сел, молодежь в возрасте 18–20 лет, учащиеся/студенты, временно неработающие / безработные и группа населения с низким уровнем дохода, а также население Южного федерального округа. При этом необходимо отметить тот факт, что всего 8 и 2,1% респондентов назвали удаленность банковских отделений причиной неиспользования счетов и вкладов соответственно.

По результатам опроса, доля взрослого населения, имеющего один непогашенный кредит в банке (заем в МФО, КПК, СКПК или ломбарде) и более, снизилась на 5,6 п.п. — до 26,8%.

Стоит отметить, что по итогам анализа данных финансовой отчетности, а также данных, полученных от крупнейших банков и бюро кредитных историй, снижение, в первую очередь, произошло за счет высокорискового сегмента заемщиков в связи с ужесточением регулирующих требований по оценке клиентов.

 

Наибольшая доля населения, имеющего непогашенный кредит в банке, приходится на жителей малых городов и поселков городского типа, на группу населения в возрасте 26–40 лет, предпринимателей/самозанятых и население с низким уровнем дохода. Основной причиной, по которой взрослое население не использовало банковские кредиты, является нежелание жить в долг (50,4% не использовавших банковские кредиты указали данную причину).

За 2017 год количество действующих договоров страхования жизни возросло на 2,5%, количество иных действующих договоров страхования (за исключением обязательного медицинского страхования) — на 9,7%. Также значительно увеличилась (с 12,4 до 19,9%) доля населения, использовавшего добровольное страхование (увеличение наблюдается по всем видам добровольного страхования для физических лиц). Больше всего в отчетном периоде добровольными страховыми услугами пользовались жители крупных городов (с численностью населения более 500 тыс. жителей), люди в возрасте 36–40 лет, предприниматели/самозанятые, а также группа населения с высоким уровнем дохода. Кроме того, на 9,9 п.п. (до 28,7%) увеличилась доля населения, использующего обязательное страхование гражданской ответственности.

Что касается качества финансовых услуг, то за период с мая 2017 года по май 2018 года выросла доля населения (с 61,6 до 65%), считающего, что при оформлении кредита/займа за последние 12 месяцев ему была предоставлена достоверная, понятная и достаточная информация о кредите/займе3. Кроме того, за указанный период произошло дальнейшее снижение (с 41,8 до 35,9%) доли субъектов МСП, у которых финансовые организации потребовали обеспечение при выдаче последнего кредита/займа. Такая тенденция наблюдается на протяжении последних нескольких лет.

Также значительно (на 19,4 п.п., до 65,5%) выросла доля населения, считающего, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни улучшилось, и на 12,5 п.п. (до 10,3%) сократилась доля населения, считающего, что в результате потребления финансовых услуг качество жизни ухудшилось.

 

1 Иметь возможность означает, что физическое лицо, по собственным оценкам, может оформить данную услугу без каких-либо препятствий, а также пользоваться всеми доступными функциями и возможностями, не испытывая затруднений.

2 Три и более операций в месяц.

3 Индикатор рассчитывается только для населения, пользовавшегося кредитом/займом за последние 12 месяцев.

Фото на превью: Sokolenok / shutterstock
Сохранить в PDF