• 107016, Москва, ул. Неглинная, д. 12, к. В, Банк России
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Банк России проанализировал состояние финансовой доступности в России

24 октября 2017 года
Новости
Поделиться

Почти треть населения России (31,5%) использует дистанционный доступ к банковским счетам (интернет-банкинг и/или мобильный банкинг), и эта доля за последний год выросла на 7,8 п.п., свидетельствуют данные второго ежегодного Обзора состояния финансовой доступности, который выпустил Банк России1.

Дистанционные и цифровые финансовые услуги в значительной степени смогут компенсировать глобальный тренд на уменьшение количества точек физического присутствия финансовых организаций: за год число филиалов и отделений кредитных организаций сократилось на 8,7%, организаций федеральной почтовой связи — на 7,6%, касс банковских платежных агентов — на 4,6%. При этом значительно выросло количество касс платежных агентов (операторов по приему платежей и платежных субагентов) — на 133,6%. Аналогичные процессы в связи с развитием цифровых финансовых услуг наблюдаются сегодня по всему миру.

Согласно оценкам Международного валютного фонда, по итогам 2016 года Россия находится в группе мировых лидеров по ряду индикаторов, характеризующих физический доступ населения к финансовым услугам (инфраструктуру), опережая в том числе некоторые страны «Большой семерки» и все страны БРИКС.

По данным обзора, почти каждый третий взрослый россиянин (28,9%) пользовался банковским кредитом или займом в некредитной финансовой организации (НФО). При этом наиболее активные пользователи банковских кредитов — население среднего возраста (от 25 до 59 лет), жители городов с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек, а также население Уральского федерального округа. Примерно шестая часть взрослых россиян (15,2%) размещала средства во вклады в КО. Одни из самых активных пользователей депозитных банковских услуг — население от 60 лет и старше и пенсионеры (в том числе по инвалидности).

В малых городах и селах, где снижается физическое присутствие банков, особую значимость приобретают некредитные финансовые организации (МФО, КПК, ломбарды), где можно получить заем. При этом инвестирует в НФО свои средства лишь 0,6% населения, чаще пенсионеры, население старше 71 года и люди с низким уровнем доходов. В связи с этим Банк России обращает дополнительное внимание на риски такого размещения, связанные с отсутствием государственного страхования вкладов в этом сегменте.

На момент опроса 23,4% субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) имели активный банковский кредит, тогда как активные займы в НФО имели всего 1,6% субъектов МСП, что может объясняться недостаточной информированностью предпринимателей о данном источнике финансирования. Банковскими депозитными услугами воспользовались 14,6% субъектов МСП, а размещением средств в форме договора займа в НФО — 1,8%.

В обзоре отмечается, что с мая 2016 года по май 2017 года снизилась доля населения, использующего добровольное страхование (до 12,4%, на 4 п.п.), тогда как доля населения, использующего обязательные страховые услуги, осталась практически неизменной (63,8%). До 38% (на 5,4 п.п.) возросла доля субъектов МСП, использующих добровольные страховые услуги, при этом 40,2% составила доля предпринимателей, использующих обязательное страхование.

В ходе замера индикаторов финансовой доступности измерялся один из аспектов финансовой грамотности — финансовые знания. С мая 2016 года по май 2017 года значительно (на 6,3 п.п., до 24,7%) выросла доля населения, правильно ответившего на вопрос о том, что такое «основная цель страхования». При этом доля населения, правильно понимающего термины «инфляция» (37%) и «диверсификация риска» (25,6%) осталась практически неизменной. Однако уменьшились доли населения, правильно ответившего на вопросы об экономическом содержании терминов «процентная ставка» (с 53,5 до 46,9%), «сложный процент» (с 28,5 до 23,5%), «денежная иллюзия» (с 21,8 до 20,3%), за счет которых индикатор финансовых знаний2 снизился с 1,86 до 1,78. Это может объясняться тем, что постоянное усложнение финансовых продуктов и услуг влияет на изменение понимания гражданами экономического содержания терминов, а также порождает новую терминологию, которая оказывает влияние на восприятие традиционных определений.

В свою очередь на 1,6 п.п., до 82,3%, возросла доля населения, удовлетворенного работой/сервисом кредитных организаций при оформлении финансовых услуг. Также до 78,2% (на 7,2 п.п.) увеличилась доля субъектов МСП, удовлетворенных работой/сервисом кредитных организаций при оформлении финансовых услуг для бизнеса.

 

1 Данные отчетности финансовых организаций за 2016 год / на конец 2016 года. Данные опроса населения и субъектов МСП на конец апреля—мая 2017 года (за 12 месяцев, с 1 мая 2016 года по 1 мая 2017 года).

2 Значение индекса финансовых знаний рассчитывается от 0 до 6, где 6 означает, что 100% населения понимает экономическое содержание всех шести финансово-экономических терминов. При этом определения терминов не спрашивались.

Фото на превью: Pumtek / shutterstock
Сохранить в PDF