• 12 Neglinnaya Street, Moscow, 107016 Russia
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
What do you want to find?

Выступление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной на пресс-конференции 3 апреля 2020 года

3 April 2020
Speech

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы приняли решение проводить еженедельные пресс-конференции, потому что ситуация меняется очень быстро, мы оперативно принимаем меры по поддержке заемщиков, сохранению кредитования и поддержанию стабильного функционирования финансового сектора.

На этих пресс-конференциях я буду говорить о нашей оценке событий, произошедших за неделю, их влиянии на финансовую стабильность, а также давать свежие данные по ходу реализации принятых мер и анонсировать при необходимости новые меры.

Также мы еженедельно будем публиковать аналитический обзор «Финансовый пульс», в котором эти темы будут рассмотрены более детально. Первый выпуск мы опубликуем сегодня на сайте Банка России вечером.

Начну с ситуации в экономике. Она существенно изменилась с момента последнего заседания Cовета директоров по ставке. Изменились и внешние, и внутренние условия. Во многих странах вводятся жесткие карантинные меры. Это ведет к резкому ухудшению ситуации в мировой экономике. Постепенное возвращение китайской экономики к нормальному режиму после периода карантина в I квартале пока не способно компенсировать выпадающий спрос в остальных экономиках. Мировой ВВП в II квартале существенно снизится.

В России, как вчера объявил Президент, период нерабочих дней, начавшийся в этот понедельник, продлится до 30 апреля. Во многих регионах вводятся дополнительные ограничения на экономическую деятельность. Эти меры, которые совершенно необходимы для борьбы с эпидемией, к сожалению, неизбежно негативно скажутся на экономике. Сегодня вышел PMI по услугам, он уже отражает серьезное влияние ограничительных мер, мы видим ухудшение ситуации, но услуги относятся именно к наиболее пострадавшим секторам экономики.

Мы будем тщательно изучать всю имеющуюся информацию при подготовке прогноза к следующему заседанию по ставке. Опыт других стран показывает, что месяц карантина в масштабах всей страны может стоить экономике 1,5–2% годового ВВП, но совокупный эффект будет зависеть от того, насколько длительны будут ограничительные меры.

Исходя из природы причин падения экономической активности, базовым сценарием для нас является то, что негативные эффекты будут сконцентрированы внутри II квартала текущего года. Во второй половине года по мере смягчения ограничительных мер в России и мире экономика будет возвращаться к обычному режиму функционирования.

Новый прогноз мы построим к следующему заседанию по ставке, всесторонне оценив развитие ситуации. Предваряя традиционные вопросы на тему прогноза, сразу скажу, что сегодня озвучивать какие-то количественные оценки считаю преждевременным в силу их предварительности и скорости происходящих изменений.

Более важно дать качественную оценку того, по каким сценариям может развиваться ситуация в экономике и как мерами экономической политики мы можем способствовать реализации более благоприятного сценария. Очень важно осознавать, что мы наблюдаем беспрецедентный шок предложения — многие люди и бизнесы вынуждены временно прекратить работу в текущих условиях не из-за недостаточного спроса, а из-за ограничений, направленных на борьбу с эпидемией. Также нарушены некоторые производственные связи и цепочки. Но на шок предложения накладывается и шок спроса — из-за снижения доходов, роста неопределенности относительно траектории восстановления.

Дополнительным негативным фактором может стать ухудшение финансового положения предприятий, поэтому во многих странах принимаются меры по их поддержке.

Если бы ситуация ограничилась только шоком предложения, то мы имели бы ситуацию пусть и довольно глубокого спада, но за ним быстро следовал бы компенсирующий подъем экономики. Однако наличие дополнительных факторов со стороны спроса, а также возможное ухудшение финансового положения компаний может удлинить стадию выхода из спада. Скорость выхода будет существенно зависеть и от ситуации в глобальной экономике, в частности от выравнивания спроса и предложения на нефтяном рынке.

Инфляция ожидаемо ускорилась в последнее время. Но годовая инфляция тем не менее пока еще значимо ниже 4%. Мы будем следить за динамикой роста цен. Данные за последние недели марта подтверждают наше мнение, что наблюдаемый всплеск будет краткосрочным и не будет иметь значимых вторичных эффектов на инфляционные ожидания. При этом последствия от ограничительных мер для совокупного спроса — как в части внешнего спроса, так и внутреннего — вероятно, будут носить более длительный характер. Это будет значимым дезинфляционным фактором. При развитии ситуации по данному сценарию и стабильности на финансовых рынках мы видим некоторый потенциал для снижения ключевой ставки в течение 2020 года. Будем выбирать правильный момент, когда мы сможем этот потенциал начать использовать.

Еще один момент, который требует нашего постоянного внимания, — это ситуация на рынках. Неделя перед нашим заседанием по ставке была неделей крайне значительного стресса для мировых финансовых рынков, острого дефицита ликвидности в мировой финансовой системе. С тех пор ситуация существенно стабилизировалась. Это связано во многом с действиями центральных банков, в первую очередь ФРС США и ЕЦБ, по нормализации ситуации с ликвидностью.

В нашем случае мы также видим эффект от продажи валюты в рамках бюджетного правила — как стандартных продаж, привязанных к цене на нефть 42 доллара США за баррель, так и дополнительных (за счет сделки по Сбербанку), привязанных к цене на нефть 25 долларов США за баррель. Эти продажи, как мы уже говорили раньше, компенсируют выпадающие объемы экспортной выручки от продаж нефти, нефтепродуктов и природного газа при снижении цены на нефть ниже 25 долларов США за баррель и тем самым способствуют стабилизации рыночной конъюнктуры. Также стоит отметить, что за последние недели снизились доходности по долгосрочным ОФЗ и сейчас находятся на уровнях около 7%. В марте произошел резкий рост доходностей, сейчас на три четверти этот всплеск уже отыгран. В целом можно сказать, что рыночная ситуация улучшилась, хотя, конечно, пока еще далека от нормальной. На настоящий момент, на наш взгляд, дополнительных мер для обеспечения финансовой стабильности не требуется, но мы готовы задействовать дополнительные инструменты, если это будет необходимо.

Теперь о наших мерах

Задача государственной политики, в том числе и центрального банка в этих условиях, состоит в том, чтобы постараться сдержать негативные эффекты для людей и бизнеса: дать возможности экономике как можно быстрее после снятия ограничений вернуться в нормальное русло, а людям — пережить эту ситуацию с минимальными потерями и также иметь возможность быстро вернуться к нормальной жизни. Именно на это в конечном итоге направлены меры, которые мы вводим.

В своей политике мы сконцентрировались на регуляторных мерах, которые позволяют финансовым организациям и, главное, их клиентам лучше адаптироваться к ситуации. Это меры по стимулированию реструктуризации кредитов для тех секторов экономики, которые наиболее сильно пострадали в текущей ситуации, включая малый бизнес, и кредитов тем гражданам, которые испытали существенное снижение дохода. Мы вводим дополнительные регуляторные послабления, а также меры по предоставлению ликвидности, которые облегчают адаптацию финансовым институтам, создают им больше возможностей для продолжения своей регулярной деятельности.

В ближайшие дни заработает закон о кредитных каникулах. Это гарантированная возможность для гражданина получить отсрочку по кредитным платежам на 6 месяцев в случае, если его доход за последний месяц снизился более чем на 30% в сравнении со среднемесячным доходом за 2019 год.

Этим правом нужно пользоваться осознанно и очень взвешенно подходить к тому, когда за каникулами обращаться. Каникулы даются на полгода, и человек сможет обратиться за ними абсолютно в любой день до 30 сентября 2020 года. И второй раз каникулы взять не получится. Поэтому имеет смысл воспользоваться ими только в том случае, если снижение доходов действительно не позволяет обслуживать кредит. Каникулы — это не прощение долга, а отсрочка платежа, перенесенная в будущее.

В ближайшее время Правительство определит методику расчета среднемесячных доходов за 2019 год. Мы рекомендуем перед подачей заявки рассчитать, на сколько снизился ваш доход к прошлому году согласно этой методике, чтобы не получить отказ в предоставлении каникул по новому закону.

Банкам очень настоятельно рекомендуем организовать сервисы по проверке правильности расчета суммы дохода в подаваемых заявках, при этом такие сервисы должны быть предельно прозрачны и понятны для заявителей и работать дистанционно. Аналогичное право на кредитные каникулы закон дает и субъектам МСП, и в целом компаниям из пострадавших отраслей экономики.

Кстати, закон еще не вступил в силу, но банки сейчас и сами достаточно активно идут навстречу малому бизнесу, гражданам, реструктурируя кредиты. Мы для этого принимали специальные регуляторные послабления.

Банк России провел опрос 10 крупнейших банков о результатах их работы за период с 20 марта по 1 апреля по реструктуризации задолженности граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства.

По предварительным данным, в адрес этих банков от заемщиков поступило около 27 тыс. заявлений об изменении условий кредитного договора в связи со снижением дохода, возникшим в результате распространения коронавирусной инфекции.

По состоянию на 1 апреля банками рассмотрено более чем 12,5 тыс. поступивших заявлений, то есть около половины. Из них 9,8 тыс. приходится на потребительские кредиты, 2,7 тыс. заявок — на ипотечные кредиты.

При этом банками удовлетворено 2,1 тыс. заявлений граждан о реструктуризации кредитов (1,6 тыс. — по потребительским кредитам и около 500 — по ипотечным).

Что касается субъектов МСП, то, по информации, поступившей от 10 крупнейших банков, поступило 16 тыс. обращений. За период с 20 марта по 1 апреля уже рассмотрено 1158 обращений МСП по вопросам реструктуризации долга, и надо сказать, что на 95% банки удовлетворили эти обращения.

И мы видим, что сейчас пока обращения МСП удовлетворяются в большей степени, чем обращения населения, это связано в том числе и с тем, что наши регуляторные послабления по МСП вступили в силу на неделю раньше. И мы ожидаем, конечно, что в связи с тем, что закон вступит в силу и появится именно не просто право банков реструктурировать эти кредиты, но их обязанность в силу закона при наличии определенных условий, процент удовлетворения таких заявлений будет расти.

Мы будем вести такой мониторинг на еженедельной основе и информировать вас о динамике, о ходе реструктуризации таких кредитов.

Кстати, мы видим, что опрошенные банки идут навстречу не только заемщикам из пострадавших отраслей. Если суммировать оперативные данные крупнейших российских банков, то объем задолженности или кредитного портфеля, по которым приняты решения о реструктуризации — в основном это перенос оплаты процентов, — можно предварительно оценить в 200 млрд рублей, в работе — заявки по кредитным требованиям на 560 млрд рублей.

Новые меры

Сегодня мы также объявляем дополнительные регуляторные меры. Прежде всего, для того чтобы поддержать рынок ипотеки и дать больше комфорта банкам в условиях, когда они должны предоставлять ипотечные каникулы, мы приняли решение отменить надбавки к коэффициентам риска по ипотечным кредитам, выданным до 1 апреля этого года. Банки несут издержки, предоставляя ипотечные каникулы, и роспуск уже накопленных буферов (а это около 110 млрд рублей) дает больше возможностей для адаптации к ситуации и продолжения кредитной активности. Мы рассчитываем, что банки, воспользовавшись этой льготой, направят полученные ресурсы именно на продолжение кредитования, а не на бонусы и дивиденды.

Второе решение, которое мы приняли сегодня на Совете директоров, направлено на сохранение потенциала кредитования малого бизнеса. Банк России смягчает требования к минимальному рейтингу кредитных организаций с АА до А- для их участия в новой программе льготного рефинансирования под 4% с лимитом 500 млрд рублей, в том числе по совместной программе с Правительством по кредитам на зарплату. Банки с такими рейтингами смогут получить кредиты по программе без обеспечения. Это существенно расширит круг банков (с 31 до 64) и сделает программу более доступной для малого и среднего бизнеса.

Мы также внимательно смотрим за ситуацией с ликвидностью в банковском секторе. Сейчас проблем и, соответственно, потребности в дополнительной ликвидности от Банка России нет. Но ситуация может меняться, банки могут сталкиваться с сокращением притока денежных средств, кредитные каникулы и другие факторы могут вызвать дисбалансы между долгосрочным и среднесрочным фондированием, неравномерность распределения ликвидности внутри системы. Чтобы рынок чувствовал себя более комфортно, мы приняли решение о расширении Ломбардного списка в части смягчения требований к ликвидности ценных бумаг для операций с Банком России при сохранении требований к кредитному качеству. Если понадобится, мы будем готовы дальше расширять Ломбардный список.

В дальнейшем Банк России при необходимости может задействовать инструменты предоставления ликвидности на более длинные сроки: возобновить аукционы долгосрочного репо и аукционы долгосрочных кредитов под залог кредитных требований. Эти аукционы в совокупности с операциями по абсорбированию ликвидности позволят удлинить срок фондирования в банковском секторе и при этом не повлияют на способность Банка России достигать операционной цели денежно-кредитной политики, то есть сближения ставки денежного рынка с ключевой ставкой.

Ситуация с валютной ликвидностью на российском рынке также сейчас спокойная, дополнительной потребности в ней не наблюдается. Спрос на дополнительную валютную ликвидность, если он вдруг возникнет, может быть удовлетворен за счет валютного свопа, который ЦБ ежедневно предлагает на валютном рынке. В случае же необходимости центральный банк также будет готов задействовать уже апробированные инструменты, прежде всего аукционы репо в иностранной валюте.

Далее. Последние темы, которые я хотела затронуть, это то, как нерабочие недели сказываются на работе всех секторов финансового рынка, и мы оперативно принимаем меры, которые должны снять проблему возникших серых зон.

Так, в том, что касается деятельности страховых компаний, Банк России рекомендует заключать договоры ОСАГО в отсутствие диагностических карт при условии их последующего предоставления страховщику в течение одного месяца после снятия ограничительных мер.

Также Банк России будет учитывать, что ограничительные меры приведут к увеличению сроков урегулирования убытков, но важно, чтобы при этом страховщики старались обеспечивать максимальную защиту интересов потребителей страховых услуг. За соблюдением интересов клиентов мы будем особенно пристально следить в этот период.

Мы принимаем меры, которые сглаживают неопределенность и невозможность соблюдения обычных сроков и для других секторов рынка. Так, мы сегодня вводим ряд регуляторных послаблений для профессиональных участников рынка ценных бумаг в том, что касается обязательств по расчету краткосрочной ликвидности и достаточности капитала, а также увеличиваем периодичность предоставления отчетности.

Также регуляторные послабления коснутся участников рынка коллективных инвестиций: переносится на более поздние сроки введение нормативов к размещению средств пенсионных резервов, требования по снижению концентрационных лимитов для НПФ и ПИФ. Временно смягчатся требования к расчету чистых активов, что позволит управляющим компаниям не переоценивать стоимость ценных бумаг в составе соответствующих портфелей. При этом все НПФ, я хотела бы особо отметить это, все НПФ заблаговременно выплатили негосударственную накопительную пенсию за март. И ряд крупнейших НПФ досрочно выплатили пенсии за апрель.

Мы также скорректировали наши рекомендации по порядку работы финансовых организаций в период до 30 апреля.

С учетом того, что это достаточно долгий период, мы начинаем собирать регулярную отчетность с банков, исполнение требований заемщиками перед банками и МФО должно происходить в соответствии со сроками в договоре.

При этом мы рекомендуем финансовым организациям учитывать финансовые возможности заемщиков платить, используя прежде всего дистанционные каналы.

Банк России продолжит выполнять все свои функции в полном объеме. Инспекционная работа будет свернута за исключением экстренных случаев до прекращения действия ограничительных мер. Перечень сдаваемой в Банк России отчетности останется сокращенным.

Сессия вопросов и ответов для СМИ

ВОПРОС (агентство Интерфакс):

Скорректировал ли Банк России прогноз по прибыли банковского сектора на 2020 год, с учетом ситуации на рынке и планируемой реструктуризации кредитов физических лиц и малого и среднего бизнеса, пострадавших от коронавируса? Есть ли у Центрального банка оценки потерь, которые банки понесут в 2020 году от реструктуризации кредитов и введения кредитных каникул? Какие дополнительные регуляторные послабления обсуждает Центральный Банк с банками?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Прогноз по прибыли мы пока не корректировали с точки зрения того, чтобы называть новые цифры, новые ожидания. Но, конечно, мы ожидаем, что будет сокращение прибыли — и в связи с реструктуризацией кредитов. Хотя сама по себе реструктуризация кредитов означает, что в этот период проценты начисляются, но не уплачиваются. То есть само по себе это не есть снижение процентного дохода. Понятно, что впоследствии, эти реструктурированные ссуды могут обесцениваться и по ним придется после завершения периода регуляторных послаблений создавать дополнительные резервы. Это может сказаться на прибыли.

Мы будем уточнять свои оценки по мере того, как будет развиваться ситуация с распространением пандемии, с ограничительными мерами соответствующими и с количеством обращений по реструктуризации — как это будет сказываться на банках и будем уточнять нашу оценку. Уточнять, как это все повлияет на показатели банковского сектора. Пока такие оценки делать рано, потому что реструктуризация только начинается. Но, тем не менее, хотела бы сказать, что в целом финансовая система и банки подошли к этому периоду в достаточно хорошем состоянии — и с капиталом накопленным реальным, и с ликвидностью — поэтому у них есть все возможности этот период пройти спокойно. Безусловно, с учетом наших мер по регуляторным послаблениям и, если нужно, предоставлением ликвидности.

Какие дополнительные регуляторные послабления? Ситуация развивается — вы видите, мы достаточно часто принимаем дополнительные меры. И, я уже сказала, если будет потребность, мы готовы дальше их принимать. И раз в неделю объявлять на таких пресс-конференциях — что обсудили, что считаем необходимым. В целом, направлением развития этих мер может быть расширение перечня секторов, которые наиболее пострадали от распространения пандемии коронавируса. Но, тем не менее, мы видим, что основные сектора мы уже включили в этот перечень — и по примеру других стран, и мы видим как у нас ситуация развивается. Будем при необходимости дополнительно обсуждать и сроки действия таких послаблений, но только в зависимости от того, какие новые данные будут у нас появляться.

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Недавно один из банков проводил исследование о накоплениях россиян и выяснил, что более 63% граждан не имеют накоплений. Согласны ли вы с такой оценкой и что бы вы посоветовали гражданам в период кризиса?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, статистики по вопросу о том, какая доля граждан имеет накопление, нет. Есть данные опросов, они разные, но приблизительно такие оценки и есть. Здесь сложно соглашаться или не соглашаться, потому что это опросные данные. Действительно, у многих людей небольшие накопления У всех разные ситуации и с доходами, и с возможностями, поэтому здесь универсальных рецептов каких-то, наверное, быть не может.  Но, наверное, основное — это то, что не надо поддаваться каким-то эмоциональным импульсам, настроениям. Нужно очень взвешенно подходить к принятию решений по потреблению, по использованию сбережений. Главное то, что и мы, и правительство принимает меры для того, чтобы помочь гражданам пройти этот период более спокойно, и для того, чтобы вернуться в нормальное русло жизни.

ВОПРОС (агентство Reuters):

Насколько адекватно оценивают ситуацию аналитики и экономисты, опрошенные Reuters, консенсус-прогноз которых подразумевает ставку на уровне 6% к концу этого года? Какой сценарий с вирусом Центральный банк считает основным, как долго, по мнению Центрального банка, будут закрыты бизнесы, а люди будут сидеть дома?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Что касается консенсус-прогноза по ставке. Я уже говорила, что действуют разные факторы. В краткосрочном периоде мы видим, что есть проинфляционные факторы. Они уже реализовываются — есть вполне ожидаемое повышение темпов роста цен в краткосрочном периоде. Но, тем не менее, по моей оценке, в долгосрочном периоде, дезинфляционные факторы, скорее всего, будут преобладать. И это означает, что у нас действительно есть пространство для снижения ставки. Когда мы его используем, будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация.

На прошлом заседании по ставке мы, по сути, не дали сигнала. Мы дали сигнал, что мы будем рассматривать баланс рисков, но мы не дали сигнала по направлениям. И с этой точки зрения, консенсус-прогноз аналитиков, наверное, более-менее нормальный. Но тем не менее, ситуация будет развиваться, будем анализировать все приходящие данные, все свежие данные и анализировать баланс рисков, принимая решение.

Что касается того, как долго продлится вирус и насколько долго будут действовать ограничительные меры, здесь тоже очень сложно давать оценку. Ограничительные меры будут действовать, они абсолютно необходимы для того, чтобы ограничить распространение вируса. И мы будем в своих решениях исходить как раз из того, какие решения будут приниматься по ограничительным мерам, насколько они будут продолжительные, учитывать это в своих оценках. Пока здесь оценки какие-то делать сложно.

ВОПРОС (газета «Известия»):

Выходную неделю продлили до конца апреля. Будет ли Центральный банк требовать от банков, чтобы те не применяли штрафные санкции к заемщикам-физлицам до первого дня после карантина? В США регуляторы требуют от страховщиков, чтобы те смягчили критерии выплат бизнесу, пострадавшему от распространения коронавируса. Какова позиция Центрального Банка на этот счет? Будет ли вы давать страховщикам какие-то рекомендации?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

В принципе, мы рекомендуем всем финансовым институтам, финансовым организациям, банкам и страховщикам не применять штрафы и пени, штрафные санкции, если добросовестный заемщик не имеет возможности, физической возможности, если тем более применяется реструктуризация, подана заявка на реструктуризацию, не применять такого рода штрафные санкции и пени.

ВОПРОС (издание Financial Times):

Сколько Банк России уже потратил на поддержку рубля? Есть ли у рубля «потолок», допустим, выше 80 к доллару, после которого вам придется тратить резервные средства на его поддержку? При текущем уровне цен на нефть, сколько придется тратить в месяц?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы своими операциями на валютном рынке — либо по покупке, либо по продаже валюты — никоим образом не стараемся влиять на курс. Курс у нас плавающий, мы не таргетируем курс. Мы осуществляем операции, в данный момент по продаже валюты, в соответствии с бюджетным правилом. Это регулярные продажи, связанные с тем, что цена на нефть ниже $40 за баррель, ниже цены отсечения. И плюс к этому мы проводим операции, связанные со сделкой по Сбербанку. И наш объем операций никак не связан с уровнем курса.

Второй тип операций, он компенсирует недопоступление экспортной выручки от продажи нефти, нефтепродуктов и газа, при цене ниже $25 за баррель. Это связано с уровнем цены на нефть, но никак не с уровнем курса. На курс влияют разные факторы, и он сейчас складывается под влиянием множества факторов, в том числе и спроса, и предложения на рынке.

ВОПРОС (агентство ТАСС):

Возможно ли расширение числа отраслей, которым будет оказана поддержка по кредитованию? Ранее Центральный банк включил еще семь отраслей, в том числе услуги по образованию.

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, мы готовы рассматривать и дальше, при необходимости, расширение перечня отраслей. Пока такой необходимости нет, но, в принципе, готовы. Я уже сказала, что тот перечень отраслей, который сейчас включен в наш список по послаблениям, он в принципе соответствует и списку пострадавших отраслей, который делает правительство. И во многом аналогичен тому, что применяется в других странах, которые уже прошли этот период распространения коронавируса.

ВОПРОС (агентство РИА Новости):

Еще один вопрос по валютным операциям. Банк России 9 марта на 30 дней приостановил покупку иностранной валюты. Будет ли регулятор продлевать заморозку данных операций? На какой период?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы приостановили покупку, перешли к продаже валюты, потому что в соответствии с бюджетным правилом у нас сейчас цена на нефть ниже цены отсечения. Если цена на нефть и когда цена на нефть  будет выше этой цены отсечения, мы начнем, в соответствии с бюджетным правилом, операции по покупке валюты.

ВОПРОС (газета «Коммерсантъ»):

Каковы могут быть предельные масштабы временного всплеска безработицы во II квартале? Чем она ограничена?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, негативное влияние коронавируса, закрытие деятельности ряда предприятий и бизнеса могут приводить к некоторому росту безработицы. На начало года у нас уровень безработицы был действительно очень низкий, исторически низкий. Некоторый прирост возможен, но это будет зависеть от того, какие ограничительные меры будут приниматься. Мы знаем, что эти ограничительные меры во многом будут устанавливаться субъектами Российской Федерации, поэтому сейчас оценки делать сложно. И в зависимости от того, какие меры будут приниматься, эти оценки могут быть даны.

ВОПРОС (агентство Интерфакс):

Когда, по оценкам Банка России, инфляция превысит таргет в 2020 году? Какую инфляцию регулятор прогнозирует по итогам 2020 года? Сказывается ли уже ослабление рубля на динамике инфляции? Насколько силен этот эффект и на инфляцию какого периода он окажет максимальное влияние? Насколько силен обратный эффект на цены от слабого спроса?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Действительно, на динамику инфляции сейчас влияет значительное число факторов, разнонаправленных факторов. Это и влияние ослабления курса, которое имеет проинфляционный характер. Это и повышенный спрос на продукты, на предметы повседневного использования в ожидании людьми самоизоляции, когда люди делали опережающие закупки. Это тоже некоторый проинфляционный фактор. Поэтому краткосрочно, и мы сейчас видим, есть повышение инфляционной динамики. Но на это уже накладываются и факторы снижения спроса.

И внешний спрос, он, кстати, уже давно снижается и ослаблен. Пока мы в ближайшее время не видим, что будет здесь благоприятная динамика. Наоборот, все говорят и многие говорят о том, что будет снижение темпов экономического роста в мире, замедление экономики, замедление внешнего спроса. И внутренний спрос будет снижаться, поэтому в среднесрочной перспективе мы, конечно, видим, что дезинфляционные факторы будут преобладать. Мы полагаем, что инфляция вернется к цели, — а сейчас она ниже цели — вернется к цели в 2020 году. Но эта оценка будет уточняться в ходе подготовки нового базового прогноза в конце апреля этого года.

ВОПРОС (агентство Bloomberg):

Насколько велик потенциал снижения ставки в 2020 году — 50 б.п. или 100 б.п.?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Я еще раз повторю, что мы видим пространство для снижения ставки, но когда и в каком объеме это будет происходить — мы будем рассматривать на заседаниях совета директоров, анализируя все факторы и анализируя баланс рисков для инфляции, для экономики в целом.

ВОПРОС (газета «Ведомости»):

Сбербанк объявил о подключении к Системе быстрых платежей. Какой размер штрафов уплатил Сбербанк за срыв сроков подключения к системе?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Сбербанк сейчас уже перешел от стадии тестирования к тому, что ряд клиентов Сбербанка подключились к Системе быстрых платежей. И  сейчас работы идут по графику, дополнительно согласованному со Сбербанком, по ходу подключения к Системе быстрых платежей. Еще раз, эти работы идут по графику, и мы ожидаем подключения в полном объеме в июне. Было выписано несколько штрафов, сейчас я на память не помню уже, сколько.

ВОПРОС (газета «Правда Севера», Архангельск):

Как в условиях неопределенности на финансовых рынках и возможного разгона инфляции людям не потерять свои сбережения, частично накопленные, например, на покупку жилья? Покупать дешевеющие ценные бумаги или иностранную валюту, или срочно брать ипотеку?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Сейчас ставки в банковской системе остаются привлекательными, и хочу сказать, что Центральный банк делает все для того, чтобы сбережения не обесценивались. Прежде всего, мы держим инфляцию под контролем. Сбережения обесцениваются, когда высокая инфляция. Мы делаем все, чтобы инфляция не была высокой и соответствовала нашей цели. Куда вкладывать — люди должны выбирать сами, но еще раз отмечу, что мы видим, что банковские депозиты по-прежнему остаются достаточно привлекательным способом сбережений.

ВОПРОС (агентство Reuters):

Снизилась ли вероятность повышения ставки? Вы сказали, что будете искать удобный момент для ее снижения. Означает ли это, что смягчение политики продолжится лишь после того, как волатильность на рынках уменьшится?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Безусловно, принимая решение по ставке, мы учитываем не только вопросы, связанные и с инфляцией и ситуацию в экономике, но и вопросы, связанные с поддержанием финансовой стабильности, весь комплекс факторов. И основное, о чем я хотела сказать — мы будем учитывать все факторы к моменту принятия решения, анализировать их и принимать решение, исходя из ситуации. Тем не менее, среднесрочно — именно среднесрочно — мы видим потенциал снижения ставки.

ВОПРОС (газета «РБК»):

Планирует ли Банк России переносить планы по введению новых регуляторных мер, например, таких, как ПДН в ипотеке, а также дополнительной надбавки за системную значимость для крупнейших банков и прямые ограничения на выдачу некоторых видов займов?

Э.С. НАБИУЛЛИНА:

Мы приняли решение, действительно, часть регуляторных мер перенести на более поздние сроки. Например, мы долго обсуждали с участниками рынка вопрос введения дифференцированных надбавок за системную значимость. Мы приняли решение перенести дифференциацию надбавок на 2021 год. Перенесли на 2022 год введение норматива концентрации, который потенциально может ограничить выдачу кредитов крупнейшим компаниям. Также перенесли, и, наверное, перенесем до следующего года регулирование, связанное со сделками слияний и поглощений.

Что касается ПДН, показателя долговой нагрузки. Мы сегодня приняли решение по надбавкам, но по ранее выданным кредитам. Тем не менее, мы считаем, что контроль за уровнем долговой нагрузки должен оставаться. И при развитии, поддержке кредитования мы не должны наращивание объемов кредитования делать за счет того, что мы будем искусственно поддерживать кредитование людей, которые уже накопили высокую долговую нагрузку. Поэтому показатель долговой нагрузки мы считаем, как инструмент должен остаться. Конечно, будем смотреть за ситуацией, возможны разные нюансы, но у нас сейчас такой подход.

Да, и я еще хотела отметить, что мы по ПДН по ипотеке уже некоторое время назад, буквально две недели назад приняли решение снизить надбавки, послабления сделать по кредитам с низким ПДН с низким первоначальным взносом. Сделать дифференциацию по соотношению кредит/залог от 80 до 85 и от 85 до 90%. Это тоже некоторое послабление. Но без того, чтобы накапливать риски на будущее.

ВОПРОС (газета «Комсомольская правда»):

Можно ли обязать банки всем россиянам сделать кредитные каникулы, например, на два месяца, а Центральный банк даст для этого краткосрочную ликвидность? А то определять, попал человек в трудную ситуацию или нет, сейчас проблематично. В США же пообещали раздать деньги всем, а у нас как всегда, надо сначала гору справок собрать, что очень сложно в нынешних условиях: отделы кадров-то тоже не работают в компаниях.

Э.С.НАБИУЛЛИНА:

Мы считаем правильным действовать все-таки в этих условиях адресно и, прежде всего, концентрировать поддержку и финансовые ресурсы на тех, кто реально пострадал: и людях, и бизнесе — кто реально попал в сложную ситуацию. Причем, я уже говорила, по мере развития ситуации, если будет необходимость, расширять, например, перечень отраслей.

Конечно, вопросы с администрированием существуют. У нас в целом не всегда легкое администрирование, но вот по этим программам мы хотим делать совсем прозрачные механизмы, понятные механизмы, в том числе по реструктуризации кредита. Мы ожидаем, что правительство выпустит в ближайшее время правила расчета среднего дохода за прошлый год, средневзвешенного дохода, чтобы все это было понятно, и человек мог легко посчитать.

Плюс к этому делаем все для того, чтобы и финансовые институты, и их к этому призываем, пользовались, прежде всего, дистанционными каналами, особенно в текущих условиях, чтобы люди не ходили в офисы. Например, подачу заявлений по реструктуризации кредитов от людей можно было бы делать и по телефону с возможностью банка дополнительно идентифицировать человека. Но такие дистанционные способы должны быть прозрачны, дистанционно должны улучшать администрирование.

Надо сказать, что финансовая система к этому, если не вся, но в значительной степени готова, она уже давно стала переходить на цифровые технологии, на предоставление дистанционных услуг. Поэтому всем этим надо пользоваться. И мы, кстати, и до этого создавали инфраструктуру для развития именно такого типа услуг, который сейчас наиболее востребован.

Еще раз, на мой взгляд, адресность, прозрачность, понятность и дистанционные каналы, что позволит сделать это наименее обременительным для граждан. Но все-таки сконцентрировать для того, чтобы помощь получили те, кто реально нуждается в этом.

Спасибо!

Save as PDF