Весь сайт
закрыть

Изменения условий банковского кредитования в I квартале 2011 года1 (результаты обследования)

Изменения условий банковского кредитования в I квартале 2011 года (результаты обследования)

Основные итоги обследования

В I квартале 2011 г. на российском кредитном рынке продолжался рост доступности кредитов для всех категорий заемщиков (таблица, рис. 1)2, однако темп смягчения кредитной политики банков несколько замедлился. В наибольшей степени смягчались условия банковского кредитования (УБК) для населения (рис. 2)3. Основным фактором смягчения УБК оставалась конкуренция между банками (рис. 4), проявлявшаяся прежде всего в снижении процентных ставок и расширении спектра кредитования (рис. 3). Аналогичные тенденции наблюдались и в большинстве регионов, участвовавших в соответствующем обследовании4.

В I квартале 2011 г. Банк России повысил ставку рефинансирования и ставки по своим операциям. В связи с этим условия банковского кредитования в I квартале 2011 г. смягчались слабее, чем в IV квартале 2010 года, и банками — участниками обследования ожидается дальнейшее ослабление смягчения УБК во II квартале 2011 года.

В I квартале 2011 г. отмечалось сезонное замедление роста спроса на кредиты со стороны нефинансовых организаций и, напротив, его увеличение со стороны населения (рис. 5). По итогам обследования банки-респонденты ожидали, что во II квартале 2011 г. рост спроса на кредиты со стороны населения несколько замедлится, а со стороны других категорий заемщиков не претерпит существенных изменений.

Индексы изменения условий банковского кредитования в России (BLT)

IV квартал 2010 г. I квартал 2011 г. II квартал 2011 г.*
Кредитование крупных корпоративных заемщиков -46,9 -33,8 -33,8
Кредитование малого и среднего бизнеса -52,5 -38,7 -46,8
Кредитование населения -77,8 -67,2 -51,6
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) -59,0 -46,6 -44,1
Справочно
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) в США -1,2 -7,6
Кредитование всех категорий заемщиков (BLT) в зоне евро 3,8 7,5 6,5

* Ожидания.

Результаты обследования банков

В I квартале 2011 г. большинство рассматриваемых факторов по результатам опроса банков способствовало смягчению УБК для всех трех категорий заемщиков (рис. 6). Исключением, как и ожидалось по итогам предыдущего обследования, стали действия Банка России: 28 февраля 2011 г. регулятор повысил ставку рефинансирования и ставки по своим операциям на 25 процентных пунктов, что, по мнению участников обследования, подействовало в направлении некоторого ужесточения кредитной политики банков. Ожидается, что влияние этого фактора сохранится во II квартале 2011 года.

Начавшееся в 2010 г. ослабление влияния всех анализируемых факторов на смягчение условий банковского кредитования продолжилось и в I квартале 2011 года. Только изменение ситуации с ликвидностью в банках, обусловленное главным образом увеличением портфеля депозитов и текущих счетов физических лиц в связи с ростом реальных доходов населения, оказалось для респондентов чуть более значимым фактором смягчения УБК, чем в предыдущем квартале (рис. 4).

Определяющим фактором изменения УБК оставалась конкуренция на рынке капитала, главным образом за качественных заемщиков.

Отдельные банки отмечали заинтересованность в активизации и развитии розничного кредитования.

В I квартале 2011 г. почти все рассматриваемые условия банковского кредитования для всех категорий заемщиков в той или иной степени смягчались (рис. 9, 11, 13). Основным направлением смягчения УБК оставалось снижение процентных ставок, однако оно с каждым кварталом проявляется все слабее. Возможности снижения процентных ставок постепенно исчерпываются, поэтому банки переключают внимание на иные условия кредитования: вводят новые типы кредитов, снижают дополнительные комиссии, смягчают требования к обеспечению, увеличивают максимально возможные сроки и размеры кредитов. Отдельные банки предлагают своим заемщикам новые технические возможности управления клиентскими счетами через Интернет.

В I квартале 2011 г. банки-респонденты продолжали смягчать УБК для населения в большей степени, чем для других категорий заемщиков, и активнее, чем ожидалось по итогам предыдущего обследования. Почти 70% обследованных банков сообщили о смягчении условий кредитования населения (рис. 8), в то время как для других групп заемщиков этот показатель не достигал 40%. Столь интенсивное смягчение УБК для населения может объясняться усилением конкуренции между банками за новых клиентов.

Наибольший вклад в смягчение УБК для населения внесло изменение ценовых условий кредитования (рис. 9): почти 55% обследованных банков сообщили о снижении ставок по кредитам для данной категории заемщиков; улучшались условия по дополнительным комиссиям.

Среди неценовых условий кредитования населения в I квартале более 30% респондентов отметили введение новых кредитных продуктов и увеличение объемов кредитов. Особый интерес банков вновь стало привлекать ипотечное кредитование из-за растущего на него спроса. В связи с этим многие банки активно смягчали условия в отношении максимальных размеров предоставляемых ипотечных кредитов, отменяли комиссии за досрочное погашение.

Влияние ситуации в нефинансовом секторе на УБК для физических лиц в I квартале ослабло, несмотря на отмечаемое отдельными банками общее улучшение экономической ситуации и рост реальных доходов населения.

По оценкам банков-респондентов, во II квартале 2011 г. продолжится смягчение в первую очередь ценовых условий кредитования населения, хотя и несколько меньшими темпами, чем в I квартале: около 50% банков планируют продолжить смягчение условий банковского кредитования для населения.

Условия банковского кредитования крупных корпоративных заемщиков в I квартале 2011 г. смягчились меньше, чем для остальных категорий заемщиков. При этом отдельные банки — участники обследования отметили, что условия кредитования крупных корпоративных заемщиков несколько ужесточились (рис. 10).

Как и ранее, наиболее значительно смягчались ценовые условия кредитования. Доля банков, отметивших снижение уровня ставок, составила более 50%. Помимо этого, более 10% опрашиваемых банков отметили понижение дополнительных комиссий. Однако смягчение ценовых условий кредитования сопровождалось возобновлением ужесточения требований к финансовому положению крупных корпоративных заемщиков.

Почти 65% обследованных банков не планируют во II квартале 2011 г. смягчать условия кредитования данной категории заемщиков, а отдельные банки намерены их ужесточать.

В сегменте кредитования малого и среднего бизнеса (МСБ) в I квартале 2011 г. интенсивность смягчения УБК также понизилась.

Основным направлением смягчения условий кредитования МСБ оставалось снижение ставок, что отметили почти 40% обследованных банков.

Смягчение неценовых условий кредитования МСБ проявлялось главным образом в увеличении максимального срока кредитования: более 20% респондентов отметили увеличение сроков кредитования по ряду продуктов. Остальные условия кредитования смягчались слабее, чем в предыдущем квартале (рис. 13).

Во II квартале 2011 г. банки-респонденты ожидают, что ситуация практически не изменится: 50% банков-респондентов не собираются изменять УБК для данной категории заемщиков, а оставшиеся почти 50% банков планируют слабое смягчение своей кредитной политики.

Особенности региональных обследований

В I квартале 2011 г. в региональном разрезе изменения УБК были сравнительно однородными: банки смягчали условия кредитования почти во всех обследованных регионах примерно в одинаковой степени (рис. 14), несколько меньшей, чем в IV квартале 2010 года. Исключениями стали Оренбургская область, в которой в I квартале отмечалось наименьшее смягчение УБК для предприятий малого и среднего бизнеса, и Ставропольский край — условия кредитования не изменялись для крупных корпоративных клиентов, а для населения УБК смягчались активнее, чем в остальных регионах.

Почти во всех регионах основным направлением смягчения УБК было снижение ставок (рис. 15). Только в Свердловской облсти снижение ставок, смягчение условий по дополнительным комиссиям и смягчение к требованиям по обеспечению оценивались респондентами примерно на одинаковом уровне.

В большинстве регионов требования к финансовому положению заемщиков смягчались слабее других условий кредитования. В Нижегородской, Оренбургской и Ростовской областях участники обследования отметили ужесточение требований к обеспечению или к финансовому положению заемщиков, а в Республике Коми и г. Санкт-Петербурге — ужесточение обоих названных условий кредитования.

Как и ранее, смягчение УБК во всех регионах определялось прежде всего конкуренцией между банками (рис. 16). Другим важным фактором, способствовавшим изменению УБК, в I квартале оставалось улучшение условий внутреннего фондирования. Наиболее значимым этот фактор был в Республике Башкортостан, Иркутской, Самарской, Новосибирской областях и Хабаровском крае.

В каждом втором обследуемом регионе респонденты рассматривали политику Банка России как фактор, способствовавший ужесточению отдельных условий кредитования. В Башкортостане более 5% банков-респондентов отметили изменение ситуации в нефинансовом секторе экономики как фактор, способствующий существенному ужесточению УБК (по кредитам строительным организациям и предприятиям аграрного сектора), в Костромской области более 10% обследованных банков испытывали сложности в привлечении средств на внешних рынках. В Санкт-Петербурге банки — участники обследования смягчали УБК исключительно под действием конкуренции на рынке капитала, а все остальные факторы либо не оказывали влияния на кредитную политику банков, либо способствовали ее ужесточению.

Таблица 1. Индексы изменения условий банковского кредитования

Условия кредитования в целом Ожидание изменения условия кредитования в целом Размер кредита Срок кредита Уровень ставок Дополни-
тельные комиссии
Требования к финансовому положению заемщика Требования к обеспечению Спектр направлений кредитования Другие условия
Россия Крупные компании -16,9 -17,7 -3,8 -7,7 -23,1 -6,3 1,5 -6,2 -8,5 -2,5
МСБ -20,2 -23,4 -8,1 -13,7 -16,1 -4,9 -4,0 -10,5 -7,3 -6,4
Население -42,2 -27,3 -16,4 -7,0 -31,3 -18,3 -10,9 -10,2 -19,5 -9,8
Башкортостан Крупные компании -19,4 -13,9 -11,1 -11,1 -30,6 -5,6 0,0 -2,8 -5,6 0,0
МСБ -26,3 -18,4 -7,9 -7,9 -34,2 -2,6 -5,3 -10,5 -10,5 -3,1
Население -30,6 -13,9 -5,6 -8,3 -11,1 -16,7 2,8 -8,3 -19,4 -10,0
Иркутская область Крупные компании -25,0 -21,4 -7,1 -10,7 -28,6 -7,1 3,6 -14,3 -7,1 0,0
МСБ -25,0 -32,1 -10,7 -14,3 -21,4 -3,6 -10,7 -14,3 -7,1 -5,6
Население -37,5 -37,5 -4,2 -4,2 -33,3 -12,5 -12,5 -12,5 4,2 -30,0
Калининградская область Крупные компании -25,0 -22,2 -6,3 -6,3 -37,5 0,0 0,0 -12,5 0,0 0,0
МСБ -31,3 -44,4 -25,0 -31,3 -37,5 -6,3 -18,8 -25,0 -6,3 0,0
Население -35,7 -37,5 -28,6 -14,3 -14,3 7,1 -14,3 -14,3 -35,7 -10,0
Коми Крупные компании -16,7 -20,0 2,4 -7,1 -26,2 -9,5 7,1 2,4 0,0 -3,1
МСБ -14,3 -25,0 7,1 -7,1 -21,4 2,4 4,8 7,1 4,8 -3,1
Население -26,2 -30,0 -16,7 -9,5 -21,4 -11,9 0,0 -7,1 -11,9 -5,9
Костромская область Крупные компании -15,4 -17,9 -15,4 -11,5 -23,1 -4,2 0,0 0,0 0,0 -7,1
МСБ -11,5 -23,1 0,0 -4,2 -25,0 -4,5 8,3 -7,7 0,0 0,0
Население -25,0 -20,8 -18,2 -9,1 -18,2 -25,0 -9,1 -18,2 -18,2 -14,3
Нижегородская область Крупные компании -11,1 -10,0 -10,0 -10,0 -18,9 -2,2 5,6 -2,2 -7,8 -4,4
МСБ -10,0 -14,4 -14,4 -13,3 -13,3 -3,3 4,4 -3,3 -11,1 -2,2
Население -26,7 -18,9 -11,1 -6,7 -21,1 -14,4 -3,3 0,0 -14,4 -5,6
Новосибирская область Крупные компании -15,2 -13,0 -4,3 -2,2 -21,7 -6,5 6,5 -4,3 -8,7 0,0
МСБ -20,5 -29,5 -9,1 -11,4 -25,0 -4,5 -6,8 -18,2 -6,8 0,0
Население -33,3 -29,2 -8,3 -8,3 -25,0 -16,7 -8,3 -6,3 -14,6 -9,4
Оренбургская область Крупные компании -8,6 -16,1 -5,2 -8,6 -19,0 -3,4 3,4 5,2 -1,7 1,9
МСБ -5,9 -19,7 -8,8 -2,9 -19,1 -4,4 4,4 4,4 -2,9 0,0
Население -22,2 -18,1 -19,4 -8,3 -20,8 -19,4 -8,3 -5,6 -16,7 0,0
Приморский край Крупные компании -25,0 - -5,0 -10,0 -15,0 -5,0 0,0 -10,0 -10,0 -
МСБ -30,0 - -20,0 -20,0 -30,0 -5,0 -10,0 -25,0 -10,0 -
Население -27,8 - -11,1 0,0 -44,4 -16,7 -11,1 -5,6 -16,7 -
Ростовская область Крупные компании -9,5 -13,5 -6,8 -11,1 -18,9 -2,7 4,1 -5,4 -8,1 -2,7
МСБ -14,9 -17,6 -8,1 -10,8 -25,7 -4,1 1,4 -8,1 -6,8 -1,4
Население -19,4 -11,4 -6,9 -12,5 -19,4 -8,3 4,2 -1,4 -9,7 -1,4
Самарская область Крупные компании -25,0 -12,5 -16,7 -8,3 -45,8 -13,6 0,0 -4,2 -4,2 0,0
МСБ -21,4 -21,4 -7,1 -7,1 -39,3 -7,7 -3,6 -10,7 -10,7 0,0
Население -34,6 -30,8 -15,4 -15,4 -34,6 -23,1 -15,4 -11,5 -11,5 0,0
Саратовская область Крупные компании -20,7 -12,1 -3,4 -8,6 -25,0 0,0 0,0 -3,4 -6,9 -2,4
МСБ -25,0 -17,9 -5,4 -14,3 -24,1 -1,8 -1,8 -3,6 -5,4 -2,3
Население -39,7 -15,5 -1,7 -8,6 -19,0 -12,1 -8,6 -3,4 -13,8 -11,9
Свердловская область Крупные компании -10,0 -20,0 3,3 -6,7 -10,0 0,0 0,0 -16,7 -6,7 0,0
МСБ -16,7 -33,3 -16,7 -16,7 -20,0 -13,3 -6,7 -13,3 -3,3 -5,6
Население -43,3 -30,0 -13,3 -6,7 -20,0 -33,3 -13,3 -20,0 -16,7 -15,0
Ставропольский край Крупные компании 0,0 -25,0 0,0 0,0 -25,0 0,0 0,0 -12,5 0,0 0,0
МСБ -25,0 -30,0 -20,0 -20,0 -20,0 0,0 -10,0 -20,0 -10,0 0,0
Население -66,7 -37,5 -12,5 -12,5 -25,0 0,0 -12,5 -12,5 -12,5 -16,7
Тюменская область Крупные компании -8,3 0,0 0,0 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
МСБ -25,0 0,0 -8,3 -8,3 -8,3 8,3 0,0 0,0 -8,3 0,0
Население -41,7 -8,3 -8,3 -8,3 -33,3 -25,0 0,0 -8,3 -16,7 -12,5
Хабаровский край Крупные компании -11,5 -7,7 -7,7 0,0 -26,9 -7,7 0,0 3,8 -3,8 5,6
МСБ -13,3 -30,0 -3,3 -6,7 -26,7 0,0 3,3 -6,7 -3,3 0,0
Население -39,3 -35,7 -25,0 -10,7 -28,6 3,6 -3,6 -17,9 -32,1 -5,0
г. Москва Крупные компании -20,2 -20,2 -7,4 -9,6 -23,4 -6,5 0,0 -9,6 -10,6 -3,3
МСБ -17,0 -27,3 -10,2 -12,5 -13,6 -5,8 -5,7 -15,9 -9,1 -7,1
Население -40,2 -26,1 -10,9 -5,4 -28,3 -15,6 -10,9 -8,7 -20,7 -6,3
г. Санкт-Петербург Крупные компании -25,0 -8,3 0,0 -8,3 -25,0 0,0 8,3 8,3 -8,3 0,0
МСБ -25,0 0,0 0,0 -25,0 -16,7 0,0 8,3 8,3 0,0 0,0
Население -16,7 -8,3 -16,7 -8,3 -16,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Таблица 2. Индексы влияния отдельных факторов на условия банковского кредитования

Изменение политики банка Изменение ситуации с ликвидностью в банке Конкуренция на рынке капитала Операции Банка России Условия внутреннего фондирования Условия внешнего фондирования Ситуация в нефинансовом секторе Прочие факторы Ожидания
Россия Крупные компании -3,8 -13,8 -30,0 1,5 -6,9 -2,3 -7,7 1,1 -6,6
МСБ -2,5 -6,6 -29,5 1,6 -5,7 -1,6 -3,3 -2,1 -4,9
Население -7,9 -4,0 -33,6 0,8 -5,6 -0,8 -4,0 -9,2 -10,4
Башкортостан Крупные компании -8,3 -8,3 -30,6 0,0 -25,0 -8,3 5,6 4,2 -3,6
МСБ -10,5 -7,9 -34,2 -2,6 -26,3 -7,9 5,3 0,0 -6,7
Население -2,8 -5,6 -27,8 -2,8 -22,2 -5,6 -2,8 -3,6 -7,1
Иркутская область Крупные компании 0,0 -4,5 -40,9 0,0 -9,1 0,0 -9,1 -5,6 -5,6
МСБ 0,0 -9,1 -31,8 0,0 -18,2 0,0 -4,5 0,0 0,0
Население 0,0 0,0 -22,2 0,0 -11,1 0,0 5,6 -14,3 -7,1
Калининградская область Крупные компании -16,7 0,0 -41,7 8,3 -8,3 -8,3 0,0 0,0 -16,7
МСБ -16,7 0,0 -33,3 0,0 -8,3 0,0 0,0 0,0 -8,3
Население 0,0 -10,0 -30,0 0,0 -10,0 0,0 0,0 0,0 -30,0
Коми Крупные компании -15,6 -14,7 -32,4 9,4 -10,0 -3,1 -3,1 3,6 -3,3
МСБ -9,4 -14,7 -32,4 6,3 -10,0 3,1 0,0 3,6 3,3
Население -23,3 -21,9 -35,3 3,1 -14,3 0,0 0,0 3,8 0,0
Костромская область Крупные компании -22,7 -13,6 -27,3 -4,5 -9,1 10,0 -4,5 0,0 -12,5
МСБ -22,7 -13,6 -27,3 -4,5 -4,5 10,0 0,0 0,0 -6,3
Население -10,0 -10,0 -35,0 -5,0 0,0 5,6 -5,0 0,0 -6,3
Нижегородская область Крупные компании -4,4 -10,0 -20,0 2,2 -6,7 -1,1 -8,9 -1,1 -3,3
МСБ -4,4 -5,6 -20,0 1,1 -5,6 0,0 -5,6 1,1 -3,3
Население -7,8 -4,4 -17,8 -1,1 -6,7 0,0 -5,6 0,0 -4,4
Новосибирская область Крупные компании -2,5 -2,5 -30,0 2,5 -7,5 -5,0 -2,5 3,8 -13,3
МСБ -7,9 0,0 -36,8 0,0 -18,4 -5,3 0,0 0,0 -15,4
Население -13,6 0,0 -36,4 0,0 -13,6 -4,5 0,0 -10,0 -6,7
Оренбургская область Крупные компании -9,5 -4,5 -18,2 -2,3 -6,8 -4,5 2,3 2,9 -2,6
МСБ -8,3 -6,0 -28,0 -4,0 -6,0 -2,0 -4,0 2,5 -9,1
Население -8,3 -12,0 -23,1 -2,0 -9,6 -4,0 -6,0 2,4 -4,8
Приморский край Крупные компании 0,0 -15,0 -30,0 0,0 -5,0 0,0 -10,0 - -
МСБ 0,0 -20,0 -30,0 0,0 -10,0 0,0 -10,0 - -
Население 0,0 -5,6 -44,4 0,0 -11,1 0,0 -11,1 - -
Ростовская область Крупные компании -4,4 -4,4 -27,9 1,5 -5,9 -2,9 -4,4 1,5 -1,5
МСБ 0,0 -1,5 -27,3 0,0 -9,1 -3,0 -3,0 1,5 -1,5
Население 0,0 -1,6 -23,4 0,0 -4,7 -1,6 0,0 -3,1 0,0
Самарская область Крупные компании -5,0 -25,0 -27,8 0,0 -20,0 0,0 -15,0 0,0 -15,0
МСБ -4,5 -13,6 -35,0 0,0 -18,2 0,0 -18,2 0,0 -18,2
Население -13,6 -18,2 -40,9 0,0 -27,3 0,0 -9,1 -5,6 -4,5
Саратовская область Крупные компании -9,3 -7,4 -29,6 -1,9 -3,7 -3,7 -3,7 2,8 -7,5
МСБ -10,0 -2,0 -36,0 -4,0 2,0 -4,0 -2,0 2,9 -2,5
Население -13,0 -5,8 -32,7 0,0 -1,9 -1,9 -5,8 -2,9 -2,5
Свердловская область Крупные компании 3,6 -3,6 -14,3 3,6 -7,1 -7,1 -10,7 0,0 -18,8
МСБ -7,1 -3,6 -17,9 0,0 -7,1 0,0 -3,6 -10,0 0,0
Население -17,9 -7,1 -35,7 0,0 -7,1 0,0 -10,7 5,0 -15,0
Ставропольский край Крупные компании 0,0 0,0 -33,3 16,7 -16,7 0,0 0,0 0,0 0,0
МСБ 0,0 0,0 -37,5 12,5 -12,5 0,0 0,0 0,0 0,0
Население -16,7 0,0 -50,0 16,7 16,7 0,0 0,0 0,0 -25,0
Тюменская область Крупные компании 0,0 0,0 -33,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
МСБ 0,0 0,0 -25,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Население -25,0 -8,3 -41,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
Хабаровский край Крупные компании 0,0 -9,1 -36,4 4,5 -18,2 -13,6 -4,5 8,3 -5,6
МСБ -3,8 -3,8 -30,8 0,0 -15,4 -3,8 0,0 6,3 0,0
Население -16,7 -8,3 -41,7 0,0 -12,5 0,0 0,0 -7,1 -5,0
г. Москва Крупные компании -7,4 -14,9 -29,8 2,1 -9,6 -4,3 -9,6 1,5 -6,4
МСБ -4,7 -5,8 -26,7 2,3 -8,1 -3,5 -3,5 -3,1 -5,6
Население -5,6 -1,1 -31,5 1,1 -6,7 -1,1 -4,4 -7,4 -10,5
г. Санкт-Петербург Крупные компании 16,7 8,3 -33,3 0,0 8,3 8,3 0,0 0,0 0,0
МСБ 16,7 8,3 -33,3 0,0 8,3 8,3 0,0 0,0 0,0
Население 0,0 0,0 -16,7 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Таблица 3. Индексы изменения спроса заемщиков на кредиты

Спрос на новые кредиты Спрос на пролонгацию ранее выданных кредитов Ожидания изменения спроса заемщиков на кредиты
Россия Крупные компании 16,2 -6,2 14,6
МСБ 22,6 -4,8 24,2
Население 43,0 -1,6 38,3
Башкортостан Крупные компании 23,5 8,8 33,3
МСБ 34,2 2,6 31,6
Население 33,3 -5,6 41,7
Иркутская область Крупные компании 7,1 3,6 14,3
МСБ 17,9 -10,7 32,1
Население 50,0 4,2 50,0
Калининградская область Крупные компании 27,8 -22,2 33,3
МСБ 38,9 -16,7 44,4
Население 68,8 -18,8 68,8
Коми Крупные компании 31,0 -11,9 14,3
МСБ 38,1 0,0 26,2
Население 38,1 -2,4 35,7
Костромская область Крупные компании 10,7 -3,6 21,4
МСБ 19,2 -3,8 34,6
Население 29,2 12,5 50,0
Нижегородская область Крупные компании 22,2 0,0 23,3
МСБ 23,3 -2,2 23,3
Население 35,6 -4,4 35,6
Новосибирская область Крупные компании 15,2 -8,7 6,5
МСБ 22,7 -9,1 25,0
Население 45,8 -10,4 45,8
Оренбургская область Крупные компании 13,8 5,2 1,8
МСБ 25,0 5,9 4,5
Население 30,6 -4,3 36,1
Приморский край Крупные компании
МСБ
Население
Ростовская область Крупные компании 16,2 -13,5 25,7
МСБ 31,1 -6,8 21,6
Население 37,5 -1,4 38,9
Самарская область Крупные компании 12,5 8,3 20,8
МСБ 21,4 -17,9 32,1
Население 46,2 -23,1 34,6
Саратовская область Крупные компании 13,8 -1,7 13,8
МСБ 26,8 3,6 21,4
Население 44,8 1,7 41,4
Свердловская область Крупные компании 28,1 -3,1 12,5
МСБ 21,9 -9,4 28,1
Население 43,8 3,1 40,6
Ставропольский край Крупные компании 25,0 -12,5 -12,5
МСБ 40,0 -10,0 20,0
Население 62,5 -25,0 50,0
Тюменская область Крупные компании 8,3 0,0 8,3
МСБ 8,3 -25,0 25,0
Население 16,7 -16,7 33,3
Хабаровский край Крупные компании 25,0 -3,8 34,6
МСБ 28,6 -3,3 23,3
Население 42,3 -10,7 53,6
г. Москва Крупные компании 13,8 -9,6 13,8
МСБ 18,2 -8,0 25,0
Население 46,7 -2,2 35,9
г. Санкт-Петербург Крупные компании 8,3 8,3 25,0
МСБ 25,0 16,7 25,0
Население 16,7 0,0 25,0
  • 1 Материал подготовлен Департаментом исследований и информации по результатам ежеквартального обследования 66 крупнейших российских банков, на которые приходится свыше 85% российского кредитного рынка.
  • 2 Индекс Bank Lending Tightness (BLT) для России рассчитывается как среднее арифметическое индексов “net percentage” изменения условий банковского кредитования трех основных категорий заемщиков — населения, крупных корпоративных клиентов и предприятий малого и среднего бизнеса; для США — как среднее арифметическое индексов “net percentage” изменения условий кредитования малых и средних нефинансовых компаний, крупных нефинансовых компаний, ипотечных ссуд и ссуд на приобретение коммерческой недвижимости; для зоны евро — как среднее арифметическое индексов «net percentage» изменения условий кредитования малых и средних нефинансовых компаний, крупных нефинансовых компаний, ипотечных ссуд и потребительских кредитов. Индексы «net percentage» рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших об ужесточении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о смягчении условий кредитования).
  • 3 На рис. 2 и далее под индексом изменения УБК понимается диффузный индекс ужесточения условий кредитования. Диффузные индексы рассчитываются следующим образом: (% банков, сообщивших о существенном ужесточении условий кредитования) + 0,5 * (% банков, сообщивших об умеренном ужесточении условий кредитования) — 0,5 * (% банков, сообщивших об умеренном смягчении условий кредитования) — (% банков, сообщивших о существенном смягчении условий кредитования).
  • 4 С I квартала 2010 г. Банк России приступил к проведению выборочных обследований изменения УБК в отдельных регионах, характеризующихся значительными объемами регионального кредитного рынка. В обследовании за I квартал 2011 г. приняли участие 16 территориальных учреждений Банка России (в республиках Башкортостан и Коми, Иркутской, Калининградской, Костромской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской и Тюменской областях, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях). К обследованию в названных регионах привлекались крупнейшие региональные банки и филиалы банков с головной организацией, расположенной за пределами региона.

Дата последнего обновления: 23 июня 2011 года.

Изменения условий банковского кредитования в I квартале 2011 года (результаты обследования)