BoR FX Swaps

Main purpose of the operations

A foreign exchange swap (FX swap) consists of simultaneous spot (the first leg) and forward (the second leg) transactions of exchanging one currency against another. The exchange rates of the first and the second legs of the swap are agreed by the parties when the deal is negotiated. The swap points are the difference between the exchange rate of the first leg (the base rate) and the exchange rate of the second leg.

The mechanism of the FX swap presumes the transfer of ownership of the foreign currency, which lowers the credit risk of such transactions in comparison to deposit or secured credit operations and simplifies the resolution of conflicts related to non-performance of obligations by any party to the transactions.

As a monetary policy instrument, the FX swap is mainly used by central banks to provide liquidity in the national currency. The foreign currency, in this case, acts as collateral.

Doubtless, a fully convertible currency is a solid security for any transaction. However central banks do not rely on FX swaps as a sole or main instrument of liquidity provision to credit institutions. First of all, the amount of foreign currency owned by credit institutions may be insufficient. Furthermore, credit institutions need foreign currency to make payments. At the same time, many central banks include FX swaps in their toolkit as an auxiliary instrument. Moreover, as FX swaps are widely used by credit institutions in interbank operations, central banks prefer these transactions to loans secured with foreign currency.

Some central banks put this instrument into practice to provide liquidity for monetary policy purposes, especially in countries with open economy (substantial FX cash flows) and low capacity of the internal market of high-quality securities (which limits the potential for the reliance on securities-backed instruments). Australia and New Zealand are the examples of countries where central banks actually provided liquidity in the national currency through FX swaps.

FX swaps executed for monetary policy purposes refer to operations where the Bank of Russia buys a foreign currency spot against rubles and, at the same time, sells it back in a forward transaction on a pre-determined date. The Bank of Russia offers FX swaps as a standing facility. The Bank of Russia may also conduct FX swap fine-tuning auctions.

Central banks may use FX swaps as an instrument to support financial stability, providing credit institutions with foreign currency. For example, the European Central Bank and the Swiss National Bank used to conduct such operations.

FX swaps executed to support financial stability refer to operations where the Bank of Russia sells US dollars against rubles and, at the same time, buys them back in a forward transaction on a pre-determined date. The Bank of Russia operates in accordance with the standard market practice.

Main characteristics of the operations

The Bank of Russia sets the following terms and conditions for FX swaps: transaction date, settlement dates for the first and the second legs, base rate, interest rate for rubles, and interest rate for foreign currency, and quotes the swap points in accordance with general market conventions. The central exchange rate for the corresponding currency pair calculated by the National Clearing Centre as of the date of trading conducted by the public joint-stock company Moscow Exchange MICEX-RTS (the Moscow Exchange) is used as the base rate. Interest rates are set by the Bank of Russia Board of Directors. The swap points are calculated as follows.

where

  • SP is the swap points in rubles rounded to 4 decimal figures;
  • BRCUR is the base rate, which is the central exchange rate for the corresponding currency pair calculated by the National Clearing Centre for the date of trading conducted by the Moscow Exchange;
  • IRRUB is the ruble interest rate set by the Bank of Russia Board of Directors, in per cent per annum;
  • IRCUR is the interest rate for the foreign currency set by the Bank of Russia Board of Directors, in per cent per annum;
  • D is the number of calendar days from and excluding the settlement date for the first leg of the FX swap up to and including the settlement date for the second leg of the FX swap;
  • DYRUB is the number of calendar days in a calendar year (365 or 366). If the legs of the FX swap fall on years with a different number of days, the ratio D/DYRUB is calculated based on the actual number of days in each year.

FX swap standing facilities

FX swaps, as a standing facility, were introduced in September 2002. As a result, credit institutions received an opportunity to attract overnight liquidity at the Bank of Russia in exchange for US dollars on a daily basis (the USD/RUB instrument). In October 2005, a similar EUR/RUB instrument was introduced.

In line with the common purpose of standing liquidity provision facilities, the FX swaps of the Bank of Russia serve to achieve the following two objectives. First, they contribute to maintaining the upper bound of the interest rate corridor, since the interest rate paid by credit institutions for ruble liquidity under these transactions is set at the level corresponding to the upper bound of the interest rate corridor of the Bank of Russia. Second, FX swaps allow the credit institutions that, for some reason, have failed to borrow funds in the money market to draw overnight liquidity at the Bank of Russia with foreign currency as collateral.

For these FX swaps, the ruble interest rate is set at the level of the key rate plus one percentage point while the foreign currency interest rates are equal to the overnight LIBOR rates in the corresponding currency.

FX swaps are concluded at on-exchange trading organised by the Moscow Exchange with financial market participants that have access to it. The Bank of Russia participates in the organised trading only in the anonymous order execution mode, meaning that market participants do not know their counterparty when concluding a deal.

USD/RUB buy/sell swap transactions are concluded daily from 10:00 AM to 6:00 PM; EUR/RUB buy/sell swap transactions, from 10:00 AM to 3:15 PM.

The terms and conditions of USD/RUB and EUR/RUB buy/sell FX swaps are published daily on the Bank of Russia’s website.

FX swap fine-tuning auctions

In June 2015, the monetary policy framework was supplemented with FX swap fine-tuning auctions. The Bank of Russia may conduct overnight or 2-day FX swap auctions with US dollars or euros.

The Bank of Russia may decide to conduct a FX swap fine-tuning auction if there is a need to increase the supply of banking liquidity substantially and quickly. An overnight or 2-day FX swap fine-tuning auction may only be conducted simultaneously with a repo fine-tuning auction for the same term (single auction). Such an auction is conducted only when credit institutions experience a shortage of marketable collateral, which can negatively affect the capabilities of the Bank of Russia to steer the money market interest rates.

The simultaneous conducting of auctions means, primarily, their unified schedule. Besides, the Bank of Russia announces the total supply amount (allotment), composes the single order book and determines the cut-off rate, below which it will not conclude repo and FX swap deals. The minimum ruble interest rate that can be specified by auction participants in their orders is equal to the key rate. Foreign currency interest rates are equal to LIBOR rates for overnight loans in the corresponding currency. FX swap fine-tuning auctions are conducted at the Moscow Exchange.

FX swap as a financial stability support instrument

FX swaps, as an instrument for providing dollar liquidity support to Russian credit institutions, were first introduced in September 2014, when credit institutions received an opportunity to borrow overnight US dollars from the Bank of Russia in exchange for rubles. The Bank of Russia offers such operations with ‘TOD/TOM’ and ‘TOM/SPOT’ settlements.

These FX swaps are intended for offering dollar funds to banks when they experience FX liquidity shortage for reasons beyond their control. The operations are also used to prevent drastic movements in the FX swap rates in case of short-term surges in market participants' demand for foreign currency.

The US dollar interest rate for the purpose of such Bank of Russia’s FX swaps is equal to the overnight LIBOR rate for loans in US dollars plus 1.5 percentage point. The ruble interest rate is set at the level of the key rate minus one percentage point.

The Bank of Russia sets total limits for the maximum amount of FX swaps separately for ‘TOD/TOM’ and ‘TOM/SPOT’ instruments on a daily basis.

FX swaps to provide US dollars are concluded at on-exchange trading organised by the Moscow Exchange in the anonymous order execution mode. The deals are concluded daily from 10:00 AM to 6:00 PM Moscow time.

The terms and conditions of USD/RUB sell/buy FX swaps are published daily on the Bank of Russia’s website.

× Закрыть

Операции «валютный своп» Банка России

Основное назначение операций

Валютный своп (англ. «foreign exchange swap») представляет собой обмен валютами спот (первая часть валютного свопа) с обязательством совершения в определенную дату последующего форвардного обратного обмена теми же валютами (вторая часть валютного свопа). При этом курс, по которому совершается обмен по первой части, и курс, по которому совершается обмен по второй части, согласуются сторонами при заключении валютного свопа. Курс по первой части (базовый курс) и курс по второй части различаются на своп-разницу.

Механизм валютного свопа подразумевает, что происходит переход права собственности на иностранную валюту, что снижает кредитный риск по данному виду операций по сравнению с депозитом или обеспеченным кредитом и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств одной из сторон.

Валютный своп как инструмент денежно-кредитной политики в основном используется центральными банками при предоставлении ликвидности в национальной валюте. В этом случае иностранная валюта выступает как обеспечение.

Свободно конвертируемая иностранная валюта, безусловно, является надежным обеспечением в любой сделке. Вместе с тем центральному банку предоставлять ликвидность кредитным организациям только или в основном под обеспечение иностранной валютой обычно нерационально. Прежде всего, у кредитных организаций может не быть столько иностранной валюты. Кроме того, иностранная валюта нужна кредитным организациям для осуществления платежей. А вот как вспомогательный инструмент многие центральные банки включают валютный своп в свой арсенал. Причем, поскольку валютные свопы широко распространены в операциях между кредитными организациями, то и центральные банки используют именно эти операции, а не обеспеченные кредиты.

Активное использование данного инструмента для предоставления ликвидности в целях денежно-кредитной политики характерно для центральных банков стран с высокой степенью открытости экономики (значительными потоками средств в иностранной валюте) и низкой емкостью внутреннего рынка качественных ценных бумаг (что ограничивает потенциал использования инструментов по предоставлению ликвидности под обеспечение ценными бумагами). Примеры стран, где центральные банки когда-либо действительно предоставляли ликвидность в национальной валюте путем заключения сделок валютного свопа, — Австралия и Новая Зеландия.

Операции «валютный своп» Банка России как инструмент денежно-кредитной политики представляют покупку Банком России иностранной валюты у кредитной организации за рубли (спот) с последующей продажей Банком России иностранной валюты кредитной организации за рубли в определенную дату (форвард). Банк России использует валютный своп как инструмент постоянного действия. Банк России также может проводить аукционы валютного свопа «тонкой настройки».

Валютный своп может использоваться центральными банками как инструмент поддержания финансовой стабильности, в том числе с предоставлением кредитным организациям денежных средств в иностранной валюте. Такие операции проводили, например, Евросистема (ЕЦБ) и Швейцарский Национальный Банк.

Операции «валютный своп» Банка России как инструмент поддержания финансовой стабильности представляют продажу Банком России долларов США кредитной организации за рубли (спот) с последующей покупкой Банком России долларов США у кредитной организации за рубли в определенную дату (форвард). Банк России заключает указанные сделки в соответствии со стандартной рыночной практикой.

где

  • СР — величина своп-разницы, выраженная в рублях, округленная до 4 десятичных знаков;
  • БКCUR — базовый курс, в качестве которого используется центральный курс по соответствующей валютной паре, рассчитываемый НКО «Национальный Клиринговый Центр» (АО) на дату проведения торгов Московской Биржи;
  • ПСRUB — процентная ставка по рублям, установленная Советом директоров Банка России, в процентах годовых;
  • ПСCUR — процентная ставка по денежным средствам в иностранной валюте, установленная Советом директором Банка России, в процентах годовых;
  • Д — число календарных дней со дня расчетов по первой части валютного свопа (исключая день расчетов по первой части сделки) по день расчетов по второй части валютного свопа (включая день расчетов по второй части сделки);
  • ДГRUB — число календарных дней в календарном году (365 или 366). В случае, если части валютного свопа приходятся на календарные годы с различным количеством дней, то отношение Д / ДГRUB вычисляется исходя из фактического количества дней, приходящихся на каждый год.

Валютный своп постоянного действия

Валютный своп как инструмент постоянного действия введен в действие в сентябре 2002 года. В результате кредитные организации получили возможность ежедневно привлекать ликвидность в Банке России на срок 1 день в обмен на доллары США (инструмент «рубль-доллар США»). С октября 2005 года появился аналогичный инструмент «рубль-евро».

В соответствии с общим назначением инструментов предоставления ликвидности постоянного действия валютный своп Банка России служит решению двух задач. Во-первых, вносит свой вклад в формирование верхней границы процентного коридора, поскольку процентная ставка, уплачиваемая кредитными организациями за рублевую ликвидность по данным операциям, установлена на уровне, соответствующем верхней границе процентного коридора Банка России. Во-вторых, позволяет кредитным организациям, которые по каким-то причинам не смогли найти средства на денежном рынке, привлечь ликвидность у Банка России на срок 1 день под обеспечение иностранной валютой.

По валютным свопам постоянного действия процентная ставка по рублям установлена на уровне ключевая ставка плюс один процентный пункт, а процентные ставки за денежные средства в иностранной валюте равны рыночным ставкам LIBOR по кредитам в соответствующей валюте на срок 1 день.

Сделки валютного свопа заключаются на организованных торгах Московской Биржи с участниками финансового рынка, имеющими доступ к биржевым торгам. Банк России участвует в биржевых торгах только в безадресном режиме, то есть при заключении сделок участники организованных торгов не знают своего контрагента.

Заключение сделок по инструменту «рубль-доллар США» осуществляется ежедневно с 10:00 до 18:00 мск, по инструменту «рубль-евро» — с 10:00 до 15:15 мск.

Информация об условиях операций «валютный своп» постоянного действия ежедневно публикуется на сайте Банка России.

Аукционы валютного свопа «тонкой настройки»

В июне 2015 года система инструментов денежно-кредитной политики была дополнена аукционами валютного свопа «тонкой настройки». Банк России может проводить аукционы по заключению сделок валютного свопа на сроки 1 или 2 дня с долларами США или евро.

Банк России может принять решение о проведении аукциона валютного свопа «тонкой настройки» в случае необходимости существенно и быстро увеличить предложение банковской ликвидности. Аукцион валютный своп «тонкой настройки» на срок 1-2 дня может быть проведен только одновременно с аукционом репо «тонкой настройки» на аналогичный срок (единый аукцион). Такой аукцион проводится только в случае, если кредитные организации испытывают нехватку (дефицит) рыночного обеспечения, что может негативно отразиться на возможностях Банка России управлять ставками денежного рынка.

Одновременное проведение аукционов, прежде всего, означает одинаковый временной регламент. Кроме того, Банк России выставляет общий объем предложения (лимит), составляет единый реестр заявок и определяет одну ставку отсечения, ниже которой не будет заключать сделки репо и валютного свопа. Минимальная процентная ставка по рублям, которая может быть указана участниками аукционов в заявках, эквивалентна ключевой ставке. Процентные ставки по денежным средствам в иностранной валюте равны рыночным ставкам LIBOR по кредитам в соответствующей валюте на срок 1 день. Аукционы валютного свопа «тонкой настройки» проводятся на торгах Московской Биржи.

Валютный своп как инструмент поддержания финансовой стабильности

Валютный своп как инструмент поддержания российских кредитных организаций долларовой ликвидностью был введен в действие в сентябре 2014 года, в результате чего кредитные организации получили возможность ежедневно привлекать доллары США в Банке России на срок 1 день в обмен на рубли. Такие сделки предлагаются Банком России с расчетами «сегодня / завтра» и «завтра / послезавтра».

Валютные свопы по предоставлению долларов США Банка России направлены на помощь долларовой ликвидностью банкам, когда доступ к ней затруднен по не зависящим от них причинам, а также на предотвращение резких изменений котировок на рынке валютных свопов в случае кратковременного увеличения спроса участников рынка на иностранную валюту.

Процентная ставка по долларам США по указанным валютным свопам соответствует рыночной ставке LIBOR по кредитам в долларах США на срок 1 день, увеличенной на 1,5 процентного пункта. При этом процентная ставка по рублям установлена на уровне ключевая ставка минус один процентный пункт.

Банк России каждый день устанавливает совокупные лимиты на максимальный объем операций «валютный своп» отдельно по инструменту с расчетами «сегодня/завтра» и по инструменту с расчетами «завтра/послезавтра».

Сделки валютного свопа по предоставлению долларов США заключаются на организованных торгах Московской Биржи в безадресном режиме. Заключение сделок осуществляется ежедневно с 10:00 до 18:00 мск.

Информация об условиях операций «валютный своп» по продаже долларов США за рубли ежедневно публикуется на сайте Банка России.

× Закрыть