BoR Repos

Main purpose of the operations

Repurchase operation (or repo) is a two-leg transaction involving a sale followed by a subsequent purchase of securities over a predetermined period at an agreed price.

The repo mechanism presumes the transfer of ownership of securities, which lowers the credit risk of such transactions in comparison to deposit or secured credit operations and simplifies the resolution of conflicts related to non-performance of obligations by any party to the transaction.

As a monetary policy instrument, repos are extensively used by central banks to provide liquidity or absorb excess liquidity. Most central banks use repo auctions to manage the aggregate liquidity of the banking sector. Many central banks offer repo standing facilities.

For monetary policy purposes, the Bank of Russia executes repos to provide credit institutions with ruble liquidity. The operations involve the purchase of securities by the Bank of Russia from a credit institution and their subsequent sale on a predetermined date.

In case of a structural liquidity deficit, the Bank of Russia relies on regular weekly repo auctions as the main instrument for liquidity management. In case of a structural liquidity surplus, no regular repo auctions are conducted. Under both structural liquidity deficit and structural liquidity surplus, the Bank of Russia may hold one- to six day repo fine-tuning auctions and allows banks to use repo standing facilities.

Repo main and fine-tuning auctions

Repo standing facilities

Reverse repos, involving a sale of securities by the Bank of Russia to a credit institution with their subsequent purchase, were used to absorb excess liquidity in 2003-2004.

Besides, central banks may use repos to provide liquidity to credit institutions as part of their functions other than monetary policy implementation.

For instance, the Bank of Russia can buy securities from credit institutions not only for rubles, but also for foreign currency. In 2014-2017, for financial stability purposes the Bank of Russia executed repos to provide credit institutions with dollar liquidity when the access to it was hindered for the reasons beyond their control. The emergency liquidity assistance (ELA) mechanism effective since 1 September 2017 can also be implemented through repos.

FX repo auctions

Repos for ELA purposes

Main characteristics of the operations

The Bank of Russia carries out repos only with Russian credit institutions. Requirements for credit institutions eligible for repos are set by Bank of Russia Ordinance No. 2936-U, dated 13 December 2012, ‘On the Requirements for Credit Institutions with Which the Bank of Russia Conducts REPO Transactions’. The Bank of Russia sets the following terms and conditions for repos: transaction date, repo term, securities sale and subsequent purchase date and the interest rate.

The Bank of Russia’s repos are held at the organised trading of the Moscow Exchange and Saint Petersburg Currency Exchange and non-organised trading through the Bloomberg information system.

Securities eligible for repos

Securities included in the Bank of Russia Lombard List with the initial haircut below 100% are eligible for Bank of Russia repos.

Securities issued or guaranteed by a counterparty and affiliated institutions are not eligible for repos.

Credit institutions may place bids for repos without indicating specific issues of securities but handle a security basket.

Credit institutions may substitute securities in repos with settlement, clearing and collateral management through the National Settlement Depository.

Haircuts and margin calls

To manage risks associated with repos, the Bank of Russia sets haircuts for each eligible security. Haircuts are based on credit quality, liquidity, and other specific features of eligible security. The Bank of Russia sets the initial, upper and lower haircuts and calculates current haircut for repos with terms more than one day on a daily basis.

The initial haircut is applied to calculate the total value of securities that a credit institution should transfer to the Bank of Russia in the first leg of the repo. A security is not eligible for repos if its initial haircut is set at 100%.

During the whole repo term, the Bank of Russia conducts daily revaluation of the transferred securities and calculates the current haircut. The upper and lower haircuts determine the acceptable ratio between the value of transferred securities and the volume of cash provided under repo. That is, if the calculated current haircut holds between the upper and the lower haircuts, there is no need for additional transfer or return of securities (additional transfer or return of cash) and no margin calls are performed.

In repos conducted at the organised trading, if the current haircut exceeds the upper haircut, the Bank of Russia returns the excess securities, while if the current haircut falls below the lower haircut, the Bank of Russia’s counterparty has to supply additional cash.

In OTC repos conducted through the Bloomberg information system with settlement, clearing and collateral management through the National Settlement Depository, all margin calls should be settled primarily with securities, while cash should be used only if there is a lack of securities.

Moreover, OTC repos conducted through the Bloomberg information system with settlements, clearing and collateral management through the National Settlement Depository, have the following specific features: revaluation of securities is made for the whole transaction portfolio of each Bank of Russia’s counterparty, rather than for each individual deal, with the use of initial haircuts set by the Bank of Russia as of the current day’s morning.

The Bank of Russia Lombard List

Bank of Russian Operations Schedule

Repo Operations Schedule

Repo Auction Announcements

Repo Auction Minimum Bid Rates

Repo Auction Results

Repo Standing Facilities

FX Repo Auction Announcements

FX Repo Auction Results

× Закрыть

Операции репо Банка России

Основное назначение операций

Операция репо (англ. «repurchase agreement», «repo») представляет собой сделку, состоящую из двух частей: продажи и последующей покупки ценных бумаг через определенный срок по заранее установленной цене.

Механизм операций репо подразумевает переход права собственности на ценные бумаги, что снижает кредитный риск по данному виду операций по сравнению с депозитом или обеспеченным кредитом и упрощает разрешение ситуаций при неисполнении обязательств одной из сторон.

Операции репо как инструмент денежно-кредитной политики активно используются центральными банками, которые могут проводить их для предоставления ликвидности или для абсорбирования избыточной ликвидности. Большинство центральных банков используют аукционы репо для управления совокупным объемом ликвидности. Многие центральные банки предлагают операции репо постоянного действия.

В рамках реализации денежно-кредитной политики операции репо Банка России проводятся в целях предоставления рублевой ликвидности. Они представляют собой покупку Банком России у кредитной организации ценных бумаг за рубли с последующей их продажей в определенную дату.

При структурном дефиците ликвидности Банк России использует регулярное проведение еженедельных аукционов репо в качестве основного инструмента управления ликвидностью. При структурном профиците ликвидности на регулярной основе аукционы репо не проводятся. Как в условиях структурного дефицита ликвидности, так и в условиях структурного профицита ликвидности Банк России может проводить аукционы репо «тонкой настройки» на срок от 1 до 6 дней, а также предоставляет банкам возможность использования операций репо постоянного действия.

Основные аукционы репо и аукционы репо «тонкой настройки»

Операции репо постоянного действия

Операции обратного модифицированного репо, представляющие собой продажу Банком России кредитной организации ценных бумаг с последующей их покупкой, применялись для абсорбирования избыточной ликвидности в 2003-2004 годах.

Операции репо могут применяться центральными банками для предоставления ликвидности кредитным организациям в рамках выполнения различных других, отличных от реализации денежно-кредитной политики, функций.

Так, Банк России может покупать у кредитной организации ценные бумаги не только за рубли, но и за иностранную валюту. В 2014-2017 годах в рамках функции по поддержанию финансовой стабильности Банк России использовал операции репо для обеспечения кредитных организаций долларовой ликвидностью в ситуации, когда доступ к ней оказался затруднен по независящим от кредитных организаций причинам. Введенный с 1 сентября 2017 года механизм предоставления кредитным организациям рублевой ликвидности в экстренных случаях (МЭПЛ) также может быть реализован через операции репо.

Аукционы репо в иностранной валюте

Операции репо в рамках МЭПЛ

Основные характеристики операций

Операции репо Банка России проводятся только с российскими кредитными организациями. Требования к кредитным организациям, которым предоставляется доступ к операциям репо, установлены Указанием Банка России от 13.12.2012 № 2936-У «О требованиях к кредитным организациям, с которыми Банк России совершает сделки репо». Информация о порядке получения доступа к операциям репо Банка России приведена в разделе «Допуск к операциям репо Банка России».

Банк России устанавливает следующие условия заключения сделок репо: дату заключения сделок, срок репо, даты продажи и последующей покупки ценных бумаг, процентную ставку.

Операции репо Банка России проводятся на организованных торгах на Московской Бирже и Санкт-Петербургской валютной бирже, а также не на организованных торгах с использованием информационной системы Bloomberg.

Ценные бумаги, допущенные к операциям репо

По операциям репо Банка России принимаются ценные бумаги, которые входят в Ломбардный список Банка России и для которых установлены начальные значения дисконта меньше 100%. Перечень ценных бумагах, принимаемых по репо, ежедневно раскрывается на сайте Банка России.

По операциям репо не принимаются ценные бумаги, эмитированные кредитной организацией, заключающей сделку, или другими связанными с ней финансовыми организациями, а также ценные бумаги, в отношении которых кредитная организация, заключающая сделку, выступает гарантом (поручителем).

При заключении сделок репо у кредитных организаций есть возможность подавать заявки без указания конкретных выпусков ценных бумаг, а работать с корзиной ценных бумаг, предоставляемых для проведения расчетов.

При заключении сделок репо с расчетами, клирингом и управлением обеспечением в НКО ЗАО НРД у кредитной организации существует возможность замены ценных бумаг по открытым сделкам репо в течение срока репо.

Дисконты и компенсационные взносы

Банк России для управления рисками по операциям репо использует дисконты, устанавливаемые индивидуально для каждой принимаемой ценной бумаги. При установлении дисконтов по ценной бумаге учитывается ее кредитное качество, уровень ликвидности, а также иные особенности ценной бумаги. Банк России устанавливает начальный, верхний предельный и нижний предельный дисконты, а также ежедневно рассчитывает текущие дисконты по операциям репо на сроки свыше 1 дня.

Начальный дисконт применяется для расчета общей стоимости ценных бумаг, которые кредитная организация должна передать Банку России по первой части сделки репо за предоставленные ей денежные средства. Ценная бумага не принимается по операциям репо, если начальный дисконт по ней установлен равным 100%.

В течение всего срока репо Банк России ежедневно осуществляет переоценку переданных ценных бумаг и рассчитывает текущий дисконт. Устанавливаемые верхний предельный и нижний предельный дисконты определяют приемлемое соотношение между стоимостью переданных ценных бумаг и объемом денежных средств по репо. То есть при нахождении рассчитанного текущего дисконта в интервале между верхним предельным и нижним предельным дисконтом не требуется дополнительного внесения или, наоборот, возврата ценных бумаг (возврата или дополнительного внесения денежных средств), ни у кого не возникает обязательств по внесению компенсационных взносов.

По сделкам репо, заключенным на организованных торгах, при превышении текущим дисконтом верхнего предельного дисконта у Банка России возникает обязательство по внесению компенсационного взноса ценными бумагами, а если текущий дисконт становится меньше нижнего предельного дисконта, у контрагента Банка России возникает обязательство по внесению компенсационного взноса в денежной форме.

По сделкам репо, заключенным не на организованных торгах с использованием информационной системы Bloomberg с расчетами, клирингом и управлением обеспечением в НКО ЗАО НРД, все компенсационные взносы уплачиваются в первую очередь ценными бумагами, а денежные средства используются для уплаты компенсационных взносов только при отсутствии достаточного количества ценных бумаг, доступных для урегулирования обязательств.

Кроме того, операции репо, проводимые не на организованных торгах с использованием информационной системы Bloomberg и расчетами, клирингом и управлением обеспечением в НКО ЗАО НРД, имеют следующие особенности: переоценка ценных бумаг осуществляется не по каждой сделке в отдельности, а по всему пулу сделок каждого контрагента Банка России, при этом используются значения начальных дисконтов, установленные Банком России на утро текущего дня.

Расписание операций репо в рублях

Операции репо постоянного действия

Минимальные ставки на аукционах репо в рублях

Параметры аукционов репо

Итоги аукционов репо

Требования БР к КО по операциям репо в рублях

Параметры аукционов репо в иностранной валюте

Итоги аукционов репо в иностранной валюте

Требования БР к КО по операциям репо в иностранной валюте

Ломбардный список Банка России

Перечень ценных бумагах, принимаемых по репо в рублях

Перечень ценных бумагах, принимаемых по репо в иностранной валюте

× Закрыть