Информационная политика

Ожидания участников экономики существенно влияют на экономику в целом и инфляцию в частности. Поэтому Банк России подробно объясняет, что и почему происходит с ценами и как на это влияет регулятор. Информационная открытость необходима, чтобы повысить уровень понимания и доверия к политике Банка России, а также улучшить предсказуемость его действий для участников экономики. Это создает условия для повышения эффективности денежно-кредитной политики (ДКП).

Банк России стремится максимально своевременно и полно раскрывать информацию о ДКП, причинах и ожидаемых результатах своих решений, а также об оценке текущей экономической ситуации и прогнозе ее развития.

Банк России проводит информационную политику с учетом особенностей целевых аудиторий, то есть излагает информацию таким образом, чтобы она была понятна и полезна пользователям. Это значит, что содержание, форма и каналы раскрытия информации адаптируются к различным категориям пользователей, их интересам и требованиям.

Основными каналами и инструментами информационной политики по вопросам ДКП являются сайт Банка России, публикации Банка России (в частности, Доклад о денежно-кредитной политике, Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, Годовой отчет Банка России, пресс-релизы о ключевой ставке) и публичные выступления руководства Банка России (в том числе регулярные пресс-конференции Председателя по итогам заседаний Совета директоров Банка России и выступления Председателя Банка России в Государственной Думе). Представители Банка России также регулярно встречаются с представителями органов государственной власти, журналистами, аналитиками и инвесторами, дают интервью СМИ, выступают на конференциях, форумах и конгрессах. Информация в более простой и наглядной форме публикуется в социальных сетях ВКонтакте, YouTube, Facebook и Twitter и на сайте по финансовой грамотности «Финансовая культура».

Сотрудники Банка России регулярно проводят мероприятия в регионах: встречаются с представителями бизнеса и местных органов власти, читают лекции в вузах и школах, дают интервью местным газетам и телеканалам. Это позволяет увеличивать круг общения представителей Банка России и получать полезную обратную связь, расширяя таким образом охват аудитории и повышая эффективность информационной политики.

Политика единого голоса

В коммуникации Банка России по денежно-кредитной политике действует политика «единого голоса». Это означает, что представители Банка России должны доносить до аудитории единую и непротиворечивую позицию по денежно-кредитной политике, оценке текущей экономической ситуации и прогнозам Банка России.

Это важно для формирования у участников экономических отношений верного понимания действий Банка России, что влияет на их ожидания в отношении денежно-кредитной политики и инфляции.

Политики «единого голоса» придерживаются многие центральные банки мира.

Период тишины

Финансовые рынки традиционно чувствительны к коммуникации центральных банков перед решениями по денежно-кредитной политике. Важно уменьшить риск неоднозначного толкования таких высказываний или публикаций и, как следствие, избежать роста неопределенности ожиданий участников рынков и избыточной волатильности на рынках.

Поэтому 7 суток перед принятием Советом директоров решения по ключевой ставке являются «неделей тишины» (с 13:30 по московскому времени в седьмой календарный день, предшествующий решению, до 13:30 в день решения). В этот период представители Банка России не выступают публично и не публикуют информацию по вопросам денежно-кредитной политики, оценки текущей экономической ситуации и прогнозов Банка России, которые могут повлиять на ожидания участников финансовых рынков. В «неделю тишины» представители Банка России также не проводят встречи с банками, экспертным сообществом, инвесторами по вопросам денежно-кредитной политики.

Соблюдение «периода тишины» — распространенная практика среди центральных банков мира.

Информационная политика в регионах

Банк России стремится расширять спектр аудиторий, с которыми он общается на тему ДКП. С осени 2017 года проводятся регулярные информационные кампании в регионах. В рамках таких кампаний представители Банка России встречаются с региональным бизнес-сообществом и представителями органов власти, читают лекции в вузах и школах, дают интервью местным газетам и телеканалам.

Каждый российский регион уникален. Поэтому к каждому региону команда Банка России ищет индивидуальный подход: обсуждает проблемы, волнующие предпринимателей и население данного региона, объясняет инфляционные тенденции на региональных примерах, участвует в дискуссиях на актуальные темы и, что не менее важно, получает из первых рук информацию, которую затем анализирует и использует при принятии решений.

× Закрыть