The History of the Bank of Russia FX policy

Bank of Russia Exchange Rate Policy in 1999-2010

Since 1999, the Bank of Russia implemented exchange rate policy under the managed floating exchange rate regime which allowed it to smooth the influence of changes in external conditions on Russian financial markets and the Russian economy as a whole.

The Bank of Russia intended to gradually decrease its influence on the exchange rate dynamics and to prepare for switching to a floating exchange rate regime essential for conducting the independent monetary policy focused on ensuring the price stability by means of the interest rate policy measures (the inflation targeting regime).

In 2005, the Bank of Russia introduced the US dollar and euro basket as the operational indicator of its exchange rate policy. The Bank of Russia set the corridor for this operational indicator (the operational band) and implemented FX interventions (ruble/US dollar and ruble/euro conversion operations on the exchange as well as OTC market; until 2005 the Bank of Russia implemented only ruble/US dollar conversion operations) on its borders to limit excessive dual-currency basket value fluctuations. When shifting the operational band’s borders the Bank of Russia took into account the balance of payments dynamics and domestic FX market developments.

As the scale of external operations of the Russian economy nominated in euros rose and the euro segment of domestic FX market expanded the weight of the euro in the dual-currency basket was gradually increasing. In February 2007, the composition of the dual-currency basket was fixed at 0.55 US dollars and 0.45 euros. Using the operational band the Bank of Russia smoothed the ruble exchange rate volatility vis-a-vis other major currencies while promoting more flexible exchange rate.

In late 2008 — early 2009, the Russian economy faced a large-scale external shock induced by sharp changes of the situation in global financial and commodity markets. Given the situation, the Bank of Russia modified its exchange rate policy framework (see also the Bank of Russia Annual Reports for 2008 and 2009). In February 2009, the Bank of Russia set the rule for automatic shift of the operational band related to the accumulated amount of the Bank of Russia’s FX interventions and fixed the width of this floating band at 2 rubles. Since then the width of the floating operational band was gradually increased to ensure shift to a more flexible exchange rate.

In October 2010, the Bank of Russia announced that the fixed band for the ruble value of the dual-currency basket was abandoned. The fixed upper and lower borders set at the levels of 41 and 26 rubles respectively had been effective from 23 January 2009.

Bank of Russia Exchange Rate Policy from October 2010 to 10 November 2014

From October 2010 to 10 November 2014, the Bank of Russia conducted exchange rate policy under the managed floating exchange rate regime. That implied that the Bank of Russia did not prevent market trends in the ruble exchange rate dynamics induced by macroeconomic fundamentals and smoothed excess volatility of the ruble exchange rate in order to ensure gradual adaptation of economic agents to exchange rate fluctuations. Any fixed constraints for the level of the ruble exchange rate or any target levels were not set.

The Bank of Russia used the ruble value of the dual-currency basket consisting of 0.45 euros and 0.55 US dollars as the operational indicator for exchange rate policy implementation. The floating operational band, whose borders were automatically adjusted depending on the amount of FX interventions, formed the range of admitted values for dual-currency basket. From 24 July 2012 to 17 August 2014, the width of the band was set at the level of 7 rubles. On 18 August 2014, the Bank of Russia symmetrically widened the operational band to 9 rubles.

The mechanism for smoothing exchange rate volatility allowed implementing purchases or sales of foreign currency not only on the band’s borders, but also inside it. The parameters of Bank of Russia FX operations in the domestic market were determined by taking into account the goal of smoothing exchange rate volatility and, effective from 1 October 2013, also given the Federal Treasury operations to accumulate or spend the Reserve Fund and the National Wealth Fund.

In order to smooth the ruble exchange rate volatility the dual-currency floating operational band was divided into internal ranges. The particular volume of FX interventions (in millions of US dollars per day) was determined for each range. At the same time, the central part of the floating operational band included the ‘neutral’ range, where the Bank of Russia did not conduct interventions aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility. The closer was the value of the dual-currency basket to the lower (upper) border of the floating operational band, the larger were the amounts of Bank of Russia purchases (sales) of foreign currency aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility. The volumes of Bank of Russia operations aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility were set symmetrically in relation to the ‘neutral’ range.

The information on the aforementioned parameters of the Bank of Russia exchange rate policy implementation as of 30 September 2013 is provided in Figure 1.

On 1 October 2013, the Bank of Russia informed that it was prepared for the implementation of the new algorithm for accumulation (spending) of sovereign funds in foreign currencies by the Federal Treasury.

As a result, the amounts of Bank of Russia FX operations in the domestic market aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility could be increased or decreased by the amount equal to the Federal Treasury FX purchases (sales) with the Bank of Russia related to accumulation (spending) of sovereign funds in foreign currencies. Such an adjustment of Bank of Russia FX operations allowed to transfer the demand for or supply of foreign currency to the domestic FX market. This modification also softened the influence of the Federal Treasury operations, related to accumulation or spending of sovereign funds in foreign currencies, on the banking sector liquidity.

If the Federal Treasury decided to conduct FX purchases (sales) with the Bank of Russia, the net amounts of Bank of Russia operations inside the internal ranges of the floating operational band became asymmetric.

In order to split the internal ranges of the floating operational band, in which the operations to buy and sell foreign currency were conducted or might be conducted, the Bank of Russia introduced an additional ‘technical’ range within the floating operational band. Inside the ‘technical’ range the Bank of Russia did not conduct any operations, including those related to accumulation or spending of sovereign funds by the Federal Treasury. The location of the ‘technical’ range within the operational band could change depending on the direction and volumes of the operations, related to the sovereign funds accumulation (spending). Effective from 1 October 2013, the width of the ‘technical’ range was set at 0.1 rubles.

Effective from 1 October 2013, the parameters of the Bank of Russia exchange rate policy mechanism were set as presented in Figure 2.

The parameters of the Bank of Russia exchange rate policy modified according to the Bank of Russia decision to make the ‘neutral’ range (including the ‘technical’ range) 3.1 rubles wide from 7 October 2013 are presented in Figure 3.

Effective from 22 May 2014, the Bank of Russia decreased FX intervention volumes in the internal ranges of the floating operational band by $100 million to smooth the ruble exchange rate volatility. Effective from 17 June 2014, these volumes were decreased again by $100 million. Effective from 18 August 2014, the Bank of Russia set FX intervention volumes aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility at $0 in the internal ranges of the floating operational band.

The dual-currency floating operational band was adjusted automatically as soon as the cumulative volume of FX interventions reached the predetermined level. Between 10 December 2013 and 2 March 2014, the parameters for the shift of the floating operational band were set as follows: when the cumulative volume of Bank of Russia FX purchases (sales) reached $350 million the borders shifted automatically down (up) by 5 kopecks. Starting 3 March 2014, given the increased volatility in the domestic FX market, the cumulative volume of FX interventions of the Bank of Russia was increased to the level of $1,500 million to limit ruble exchange rate fluctuations. Starting 17 June 2014, this value was decreased to the level of $1,000 million. Effective from 18 August 2014, the cumulative volume of Bank of Russia FX interventions was decreased to the prior level of $350 million.

At the same time, the amount of target interventions, which were used for managing flexibility of the floating operational band, was not included in the calculation of the aforementioned cumulative volume. This parameter did not affect the volume of the FX operations implemented by the Bank of Russia, it was applied only for calculating the volume of the interventions accumulated for the shift of the band. If the net volume of Bank of Russia FX operations aimed at smoothing the ruble exchange rate volatility exceeded the target interventions level during a day, the difference between these amounts was accumulated for the subsequent shift of the floating operational band borders during the trading day or in further days, when the set cumulative threshold was reached. In the context of the ongoing transition to the floating exchange rate by 2015 the Bank of Russia cut the amount of target FX interventions step by step. Effective from 13 January 2014, the said amount was equal to $0 per day.

An example of the automatic shift of the floating operational band borders is presented in Figure 4.

Until 5 November 2014, as the ruble value of the dual-currency basket reached the upper/lower border of the floating operational band, the Bank of Russia carried out unlimited foreign currency sell/buy operations. From 5 to 7 November 2014, as the ruble value of the dual-currency basket reached the upper/lower border of the floating operational band, the Bank of Russia carried out foreign currency sell/buy operations with the intensity equal to $350 million per day. Meanwhile, the automatic rule of operational band borders adjustment remained valid.

From 10 November 2014, the Bank of Russia abolished the exchange rate policy mechanism through cancelling the permissible range of the dual-currency basket ruble values (operational band) and regular interventions on and outside the borders of this band. However, the new approach of the Bank of Russia to operations in the domestic market does not provide for complete abandonment of FX interventions, which can be implemented in case of financial stability threats.

Table 1. Statistics on Bank of Russia exchange rate policy

Information Link
Data on the Bank of Russia currency interventions Statistics. Monetary policy instruments of the Bank of Russia. Foreign exchange interventions
Data on the Bank of Russia currency interventions (monthly) Statistics. Monetary policy instruments of the Bank of Russia. Foreign exchange interventions
Data on the dynamics of the Bank of Russia floating operational band borders and the parameters of operations in the domestic FX market Statistics. Monetary policy instruments of the Bank of Russia. Foreign exchange interventions
Dual-currency basket structure Statistics. Monetary policy instruments of the Bank of Russia. Foreign exchange interventions
Answers to FAQ Monetary policy. Frequently asked questions
× Закрыть

История курсовой политики Банка России

Курсовая политика Банка России в 1999–2010 годах

С 1999 года Банк России осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, что позволяло сглаживать воздействие изменений внешнеэкономических условий на российские финансовые рынки и экономику в целом.

При этом задачей Банка России было последовательное сокращение вмешательства в процессы рыночного курсообразования и подготовка к переходу к плавающему валютному курсу, необходимому для реализации независимой денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение внутренней ценовой стабильности мерами процентной политики (режима инфляционного таргетирования).

С 2005 года Банк России в качестве операционного ориентира курсовой политики начал использовать рублевую стоимость бивалютной корзины из доллара США и евро. Для данного показателя Банком России был установлен интервал допустимых значений (операционный интервал), на границах которого осуществлялись валютные интервенции (конверсионные операции рубль/доллар США и рубль/евро на биржевом и внебиржевом сегментах межбанковского валютного рынка; до 2005 года Банк России осуществлял валютные интервенции только в сегменте рубль/доллар США), препятствующие чрезмерным колебаниям стоимости бивалютной корзины. Границы операционного интервала пересматривались Банком России с учетом тенденций в динамике показателей платежного баланса России и конъюнктуры внутреннего валютного рынка.

С учетом возрастающей роли евро во внешнеэкономических операциях России и по мере развития соответствующего сегмента внутреннего валютного рынка доля евро в структуре бивалютной корзины последовательно увеличивалась. С февраля 2007 года структура бивалютной корзины состояла 45 евроцентов и 55 центов США. Использование данного механизма позволило сглаживать колебания курса рубля к основным мировым валютам, при этом обеспечив более гибкое курсообразование.

В конце 2008 — начале 2009 года Банк России продолжил изменение механизма курсовой политики, пересмотрев его параметры с учетом резкого изменения условий внешнеэкономической деятельности России, определяющихся ситуацией на мировых финансовых и товарных рынках (см. Годовой отчет Банка России за 2008 и 2009 годы). С февраля 2009 года Банк России перешел к использованию механизма автоматической корректировки границ интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема совершаемых интервенций. При введении данного механизма в феврале 2009 года ширина плавающего операционного интервала составляла 2 рубля и затем несколько раз увеличивалась Банком России в целях повышения гибкости курсообразования.

В октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. Фиксированные верхняя и нижняя границы на уровне 41 и 26 рублей за бивалютную корзину действовали с 23 января 2009 года.

 

Курсовая политика Банка России с октября 2010 года по 10 ноября 2014 год

Банк России в период с октября 2010 года по 10 ноября 2014 года осуществлял курсовую политику в рамках режима управляемого плавающего валютного курса. Это означает, что Банк России не препятствовал формированию тенденций в динамике курса рубля, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов, но в то же время сглаживал резкие колебания валютного курса в целях обеспечения постепенной адаптации экономических агентов к его изменению. Какие-либо фиксированные ограничения на уровень курса национальной валюты или целевые значения его изменения не устанавливались.

В рамках реализации курсовой политики Банк России использовал в качестве операционного ориентира рублевую стоимость бивалютной корзины, состоящей из 45 евроцентов и 55 центов США. Диапазон допустимых значений рублевой стоимости бивалютной корзины задавался плавающим операционным интервалом, границы которого корректировались в зависимости от объема совершенных валютных интервенций. С 24 июля 2012 года по 17 августа 2014 года ширина указанного интервала составляла 7 рублей. С 18 августа 2014 года операционный интервал был симметрично расширен до 9 рублей.

Механизм сглаживания колебаний курса рубля предполагал возможность осуществления покупок или продаж иностранной валюты (доллара США и евро) не только при нахождении стоимости бивалютной корзины на границах плавающего операционного интервала, но и внутри него. Параметры операций Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке определялись исходя из целей сглаживания волатильности обменного курса рубля и — с 1 октября 2013 года — с учетом операций Федерального казначейства по пополнению или расходованию средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

В целях сглаживания волатильности обменного курса рубля плавающий операционный интервал был разделен на внутренние диапазоны, для каждого из которых устанавливался определенный объем интервенций (в миллионах долларов США в день). При этом в центральной части плавающего операционного интервала выделялся «нейтральный» диапазон, в котором Банком России не совершались валютные интервенции, направленные на сглаживание волатильности обменного курса рубля. По мере приближения рублевой стоимости бивалютной корзины к нижней (верхней) границе операционного интервала объемы покупок (продаж) Банком России иностранной валюты, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, увеличивался. Объемы операций Банка России, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, устанавливались во внутренних диапазонах симметрично относительно «нейтрального» диапазона.

Информация об указанных параметрах реализации курсовой политики Банка России по состоянию на 30 сентября 2013 года представлена на рисунке 1.

1 октября 2013 года Банк России объявил о готовности к началу реализации Федеральным казначейством нового порядка совершения операций по покупке (продаже) иностранной валюты, связанных с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов в иностранных валютах.

В результате объемы операций Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, устанавливаемые исходя из цели сглаживания волатильности обменного курса рубля, могли увеличиваться или уменьшаться на величину, эквивалентную объему операций по покупке (продаже) Федеральным казначейством иностранных валют у Банка России (Банку России), связанных с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов. Данная корректировка объёмов операций Банка России позволяла транслировать на внутренний валютный рынок спрос или предложение иностранной валюты со стороны Федерального казначейства. Кроме того, указанная модификация механизма курсовой политики Банка России способствовала сглаживанию влияния операций Федерального казначейства, связанных с пополнением или расходованием средств суверенных фондов, на состояние ликвидности банковского сектора.

В случае принятия Федеральным казначейством решения о проведении операций по покупке (продаже) иностранных валют у Банка России (Банку России) нетто-объемы операций Банка России во внутренних диапазонах операционного интервала оказывались асимметричными. При этом с целью разделить внутренние диапазоны операционного интервала, в которых осуществлялись или могли осуществляться операции покупки и продажи иностранной валюты, введен дополнительный «технический» внутренний диапазон, в котором Банк России не проводил никаких операций, в том числе связанных с пополнением (расходованием) Федеральным казначейством суверенных фондов. Положение «технического» диапазона внутри операционного интервала могло меняться в зависимости от направления и объёмов операций Банка России, обусловленных пополнением (расходованием) средств суверенных фондов. С 1 октября 2013 года ширина «технического» диапазона была установлена в размере 0,1 рубля.

Реализованные с 1 октября 2013 года изменения параметров механизма курсовой политики Банка России представлены на рисунке 2.

После принятия Банком России решения о расширении с 7 октября 2013 года «нейтрального» диапазона (с учётом «технического» диапазона) до 3,1 рублей параметры реализации курсовой политики Банка России приобрели вид, представленный на рисунке 3.

С 22 мая 2014 года объем валютных интервенций, направленных на сглаживание волатильности обменного курса рубля, во внутренних диапазонах плавающего операционного интервала был снижен на 100 млн. долл. США. С 17 июня 2014 года объем указанных интервенций был снова снижен на 100 млн. долл. США. С 18 августа 2014 года Банк России установил объем интервенций, направленных на сглаживание колебаний курса рубля, во внутренних диапазонах плавающего операционного интервала равным 0 долларов США.

Корректировка границ операционного интервала осуществлялась автоматически при достижении накопленным объемом операций Банка России установленной величины. В период с 10 декабря 2013 года по 2 марта 2014 года параметры сдвига границ операционного интервала были установлены таким образом, что при достижении накопленным объемом покупки (продажи) Банком России иностранной валюты 350 млн. долларов США происходил автоматический сдвиг границ на 5 копеек вниз (вверх). С 3 марта 2014 года в связи с ростом волатильности на внутреннем валютном рынке для ограничения колебаний курса рубля указанная величина накопленных интервенций Банка России была временно повышена до 1 500 млн. долларов США. С 17 июня 2014 года значение данной величины было снижено до 1 000 млн. долларов США. С 18 августа 2014 года величина накопленных интервенций Банка России была снижена до прежнего уровня в 350 млн. долларов США.

При этом в расчёт указанной суммы не включался объем целевых интервенций, являвшихся дополнительным параметром, регулирующим гибкость границ операционного интервала. Данный параметр не влиял на объем совершаемых Банком России операций на валютном рынке и использовался исключительно для расчета суммы интервенций, накапливаемой для сдвига границ. В случае если нетто-объем интервенций Банка России, направленных на сглаживание волатильности курса рубля, в течение дня превышал величину целевых интервенций, разница между этими двумя величинами накапливалась для последующей корректировки границ операционного интервала внутри торгового дня или в последующие дни, когда достигалось установленное пороговое значение. В рамках постепенного перехода к 2015 году к режиму плавающего валютного курса Банк России осуществлял поэтапное уменьшение объема целевых интервенций. С 13 января 2014 года указанная величина составляла 0 долларов США в день.

Пример автоматической корректировки границ плавающего операционного интервала представлен на рисунке 4.

До 5 ноября 2014 года при достижении стоимостью бивалютной корзины верхней или нижней границы операционного интервала Банк России осуществлял интервенции без ограничения по объему. С 5 по 7 ноября 2014 года при достижении рублевой стоимостью бивалютной корзины верхней (нижней) границы плавающего операционного интервала и за его пределами Банк России совершал операции по продаже (покупке) иностранной валюты с интенсивностью, равной 350 млн. долларов США в день. При этом продолжало действовать автоматическое правило корректировки границ интервала.

С 10 ноября 2014 года Банк России упразднил действовавший механизм курсовой политики, отменив интервал допустимых значений стоимости бивалютной корзины и регулярные интервенции на границах указанного интервала и за его пределами. При этом новый подход Банка России к проведению операций на внутреннем рынке не предполагает полного отказа от валютных интервенций, их проведение возможно в случае возникновения угроз для финансовой стабильности.

Таблица 1. Информация об отдельных показателях курсовой политики Банка России

Информация Ссылка
Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке Статистика, Инструменты денежно-кредитной политики Банка России, Операции на валютном рынке
Данные по интервенциям Банка России на внутреннем валютном рынке (ежемесячно) Статистика, Инструменты денежно-кредитной политики Банка России, Операции на валютном рынке
Данные о динамике границ плавающего операционного интервала курсовой политики Банка России и параметрах проведения операций на внутреннем валютном рынке Статистика, Инструменты денежно-кредитной политики Банка России, Операции на валютном рынке
Структура бивалютной корзины Статистика, Инструменты денежно-кредитной политики Банка России, Операции на валютном рынке
Ответы на часто задаваемые вопросы Денежно-кредитная политика. Вопросы и ответы
× Закрыть